Предпосылки графологической психотерапии
Начало этому направлению графологии было положено нами при:
А). работе с одарёнными детьми (2001- 2002) при взаимодействии с Ю.Д.Бабаевой и её научной группой.
Б). наблюдении испытуемых, находящихся в неблагоприятных жизненных условиях.
Как известно, одарённый человек с трудом, а часто, полностью не может адаптироваться и приспособиться к существующим условиям жизни. В силу этого у русских даже имеется поговорка- бездарность найдёт дорогу сама, а таланту надо помочь.
Что касается одарённых. Прежде всего следует обратить внимание на то, что другие часто относятся к ним, как к людям не совсем нормальным или к людям, не вписывающимся в их общепринятую картину мира. В силу этого, одарённый человек должен либо принять эти правила игры, и соответственно, вести себя не совсем адекватно и дальше, отличаясь определёнными странностями и чудачествами, либо постараться каким- то образом замаскировать, скрыть свои особенности.
В целом, одарённый человек действительно сложнее адаптируется к современным условиям и поэтому достаточно актуально и важно поставить вопрос именно о ускоренной диагностике одарённости. И прежде всего, это касается непосредственных продуктов деятельности человека, а именно- его почерка, его высказываний и ассоциаций.
Известно, что часто одарённый ребёнок с трудом адаптируется к жизни в обществе.
Всё это приводит к тому, что одарённые чаще становятся виктимными личностями (термин В.Мудрика).
При работе с одарёнными детьми нами были обнаружены акцентуированные параметры почерка с частой встречаемость параметров, которые мы связали посредством корреляционного исследования со шкалами депрессии и шизоидности (MMPI).
Вопросы адаптации личности в неблагоприятных условиях представляют как медицинский, так и психологический интерес. Прежде всего, важно определить резервные возможности человека и предугадать его поведение в неблагоприятных, а часто экстремальных условиях.
Полученный опыт работы в лаборатории психологической диагностики личности МРСЭИ (г. Видное) позволил нам сделать следующие наблюдения.
В качестве базовой методики для диагностики поведения человека мы взяли MMPI в обработке Л.Н.Собчик. Мы трактуем шкалы MMPI, как показатель резервного поведения человека в условиях сильного энергетического истощения. Иными словами, в обыденной ситуации акцентуации по этим шкалам себя проявляют слабо, а начинают быть заметными лишь в условиях сильной и (или) систематической усталости, когда человек не имеет возможности восстановить свои силы.
Начало было положено, когда по методике MMPI (СМИЛ, Л.Н.Собчик) у нескольких (4) испытуемых нами были зафиксированы крайние акцентуации по шкале Шизоидность (108, 100, 96, 101). Впоследствии подобные совпадения фиксировались нами у разных испытуемых в нескольких московских ВУЗах на протяжении нескольких лет (38 испытуемых с сильно завышенными значениями шкалы шизоидности).
Повышение акцентуации по шкале Шизофрения в норме с остальными шкалами по Л.Н.Собчик означает обособленно-созерцательную личностную позицию, аналитический склад мышления, склонность к раздумьям, способность на основании минимальной информации воссоздать целостный образ. При хорошем интеллекте личности данного типа отличаются творческой ориентированностью, оригинальностью. Отмечается определенная избирательность в контактах, известный субъективизм в оценке людей и явлений окружающей жизни, независимость взглядов, сложная адаптация к обыденным формам жизни, уход в мир мечты и фантазии.
В то же время, работая с испытуемыми, имеющими высокие значения по шкале шизоидности и выясняя у них причины их состояния нами было установлено, что прежде всего они находились в условиях, в которых приходилось выживать физически. Это касается как неблагоприятных бытовых условий, так и проблем с общением и личной жизнью.
Следовательно, целесообразностью возникновения шизоидности мы можем назвать условия выживания. В то же время, крайне высокие значения по шкале Шизофрения означали то, что испытуемые находятся в зоне риска, в которой вероятность перехода акцентуации в паталогию уже довольно велика.
Полученные нами данные подтверждают идею О.А.Гильбурда (г. Сургут) о целесообразности шизофрении как заболевании. Так, согласно Гильбурду:
1). эволюцию человека можно рассматривать как перманентный процесс адаптации к меняющимся условиям среды обитания;
2). биологически аномальная среда обитания естественным образом детерминирует адаптацию, типологически близ кую патологии.
Согласно его точке зрения, шизофрения дала возможность homo sapiens приспособиться к неблагоприятным условиям существования, в описываемом им случае- к неблагоприятным условиям постоянного холодового стресса в условиях Крайнего Севера.
Таким образом, мы считаем, что акцентуированная шизоидность является прежде всего способом адаптации к неблагоприятным условиям жизни, а уже потом она способствует развитию креативности, оригинальности, неэмоциональности, уходу в свой внутренний мир от действительности.
Вторая тема, особенно ставшая важной в настоящее время- проблема депрессии. Известно, что депрессия является серьёзной проблемой, и прежде всего в виде акцентуации проявляется в обесценивании действительности, себя, мира, негативном восприятии действительности. Депрессивные состояния сильно истощают человека, откуда появляется апатичность, неуверенность и отсутствие желания что- либо менять в сложившейся обстановке, отказ от любых действий. Всё это говорит о сильной нехватке внутренней энергии.
Нами проводились с депрессантами занятия, направленные на обучение правильному расходу своих сил.
Снятию депрессии способствует обучение пациента правильному накоплению и расходованию собственной энергии, разъяснение ему, что на минорное настроение и обесценивание себя и своего места в жизни он тратит достаточно много энергии так, что на себя самого её уже совсем не остаётся Тут уместно вспомнить формулировку К.Г.Юнгом понятия "комплекс"- совокупность черт, мыслей и переживаний, центрирующаяся вокруг одного переживания (аффекта) и обладающая определённой автономией.
Создаётся комплекс усталости и обесценивания. С ним всё же можно работать. Проведённая нами работа позволяет сделать вывод о том, что:
• необходимо обучать человека обращать внимание на своё энергетическое состояние.
• обучить его правильно восстанавливать силы (работа с дыханием, практика дневниковых записей всего положительного и хорошего, что произошло за день).
• правильная трата внутренней энергии на необходимые для человека дела.
• определение мысленных комплексов, моделей негативного или апатичного восприятия жизни, требующих траты большой части энергии.
• научение фиксировать эти непродуктивные модели поведения и отказ тратить на них энергию (метод работы с дыханием и внутренними установками).
• накопление положительной энергии и восстановление сил.
В то же время, снятие депрессии возможно лишь при одинаковом изменении как внутреннего настроя человека (обучение его техникам снятия напряжения и техникам позитивной растраты энергии), так и внешним факторам- прежде всего условиям жизни человека. При высокой вероятности обучения первому второе гарантировать крайне сложно.
Природа депрессии, довольно распространённая в настоящее время среди жителей мегаполисов, является следствием отрыва человека от своих корней, от себя, от собственной природы, следствием отчуждения от себя и незнанием смысла собственной жизни.
Очень во многом именно эти причины являются причинами возникновения депрессии. Часто депрессия завершается попытками внутреннего самоуничтожения. И во многом, по данным Ст. Грофа, заканчивается и раковыми онкологическими заболеваниями.
Чрезвычайно важно обучение человека, страдающего депрессией, радоваться жизни, обрести внутренне спокойствие, внутренний смысл жизни. Это довольно сложный момент в настоящее время, так как мало кто может объяснить, помочь и дать возможность человеку избавиться от собственной депрессии.
Часто депрессия вынуждает человека вести себя не совсем типично в прошлом для себя, на необычные действия и поступки, но во- многом, в любом случае, она, подобно ржавчине, разъедает внутреннее эмоциональное состояние человека, разъедает его видение мира и способствует разрушению жизни человека.
И здесь для нас чрезвычайно важен вопрос диагностики и предупреждения таких психологических состояний, как депрессия и повышенная шизоидность (безусловно, позитивная с точки зрения креативности, но часто связанная с развитием неадекватности в мире и с миром).
Помимо этого, встаёт вопрос о возможности быстрой диагностики личностных качеств человека и дальнейшее прогнозирование его поведения.
В начало главы
Дальше, страница 6
|