Диагностика и предупреждение шизоидной неадекватности и депрессии.

Мы посчитали необходимым и целесообразным выбрать наименее поддающееся сознательным искажениям особенности. И прежде всего это касается почерка.
Не смотря на видимую популярность и известность, графология в настоящее время ещё мало разработана как наука. Начинаясь как одна из отраслей человекознания, в XIX веке графология получала распространение не только среди священников (Фландрен, Лафатер), но и среди врачей. И, что примечательно- среди психиатров. Благо, что симптоматику психического заболевания несложно диагносцировать и по почерку пациента (допустим, обострение состояния).
Наиболее любопытным в нашей практике явился тот факт, что среди современных врачей- психиатров, по их собственному признанию, практически отсутствуют знания по отражению заболеваний в почерке (опыт прочтения на протяжении нескольких лет Графологии в русле Психодиагностики психиатрам и психотерапевтам в Институте психотерапии и клинической психологии).

Естественно, довольно мало известно по графологии и психологам. Печален факт, связанный с тем, что и сегодня графологию чаще приравнивают к искусству, нежели чем к науке. В то же время работы Срезневского, Зуева- Инсарова и по настоящее время представляют прекрасный источник психологической информации.

Помимо диагностики вышеназванных состояний, также важно и предупреждение их а также коррекция.

Для этого первоначально в группах мы проводим упражнения по релаксации. Это касается прежде всего музыкальной релаксации и вербальной цветотерапии.
Примечательно, что в настоящее время клиенты, приходящие к нам, довольно часто показывают сложности в расслаблении. При видимой лёгкости проблемы, многократно описанной в психологической литературе (Кристан Шрайнер, Сандомирский), люди чаще показывают вначале неумение расслабляться или проблемы, связанные с расслаблением.
Как правило, для полной адаптации и обучения самостоятельной релаксации требуется несколько занятий с обязательным музыкальным сопровождением.
Лишь после того, как клиент показывает способности расслабиться, мы переходим ко второй стадии работы. Здесь, после вхождения клиентов в транс, от них требуется записать материал, и это требуется срочно. Иными словами, находясь в трансе, клиент делает записи материала, который ему диктуется.
Таким образом, мы получаем трансовый почерк.
Важно то, что этот почерк часто сильно отличается от обычного. Часто человек с трудом может его идентифицировать- “как будто бы не я писал”.
Как правило, трансовый почерк обостряет, акцентуирует наиболее характерные личностные черты человека.
Бывают случаи, когда почерк ”стареет”- становится старческим. Иногда происходит обострение наиболее выраженных параметров почерка.

И здесь мы исходим из того, что почерк является оттиском, отражением мозга. Сложно недооценить навыки письма в жизни человека и в его мышлении- в умении логически мыслить и излагать материал, способности расслабляться.
Меняясь, мы меняем одну- или несколько букв в почерке. Часто люди прекрасно помнят, когда и с чем связано это произошло. В то же время, мы все не обращаем на почерк большого внимания.
И, в соответствии с законом Джемса- Ланге, меняя почерк мы меняем и личность человека.
Таким образом, наша система подразумевает не только графологическую интерпретацию, но и терапию личности. При этом, во многом направленную на будущие, возможные, но ещё мало себя проявляющие, нежелательные модели поведения. Например- высокая категоричность и требовательность к другим, повышенная обидчивость, злопамятность. Также можно сделать возможным и коррекцию шизоидных черт а также, возможно, депрессии.


Функции почерка
Во многом, в почерке закрепляются основные модели поведения человека. Лафатер уподобил почерк жестам. Во многом, даже в русском язык есть выражение "широкий жест". Это выражение не касается почерка, но в нем также проявляет себя.
За всю жизнь почерк меняется несколько раз. Примечательно, что эти изменения не происходят сразу- почерк вечером был старый, а следующим утром изменился. Впрочем, есть и исключение- сильное потрясение, стресс, трагедия.
Постепенно, почти незаметно, меняется одна- две буквы в несколько месяцев. При этом, прежняя модель написания буквы остается в официальном почерке. Это проявляется в том, что в слове часто присутствуют два, а то и три варианта букв.



Роль детских воспоминаний в жизни взрослого человека и почерк

Люди редко обращают внимание на то, что с возрастом почерк меняется. Но, что примечательно, при дополнительном расспросе выясняется, что они хорошо помнят, когда, в каком году какую букву в своём почерке изменили и с чем это было связано. То же относится и к подписи.
Все эти данные свидетельствуют о высокой значимости для человека его почерка, даже не смотря на то, что серьёзного внимания почерку в нашей культуре не уделяется.
Именно отсюда мы начали свои исследования.
Прежде всего, нас интересовало:
1). Причины изменения написания той или иной буквы в почерке.
2). Возможность возврата человека к ситуациям прошлого через почерк и культивация прежней модели написания почерка.
3). Возможная коррекция характера человека в будущем посредством изменения почерка.

Мы ставим знак равенства между почерком и характером. Почерк означает оттиск, слепок характера, беспристрастно демонстрирующий как положительные так и отрицательные стороны характера.
Меняются черты характера- значит, меняются и детали почерка, модель написания определённых букв.
Соответственно, изменяется почерк- корректируется и характер.

В связи с тем, что почерк довольно подробно показывает на ведущие модели поведения человека с людьми и проблемы- (например- “военный хвост”- написание прописных букв ”у”, ”д”- указывающие на наличие конфликта с социальным окружением), мы можем приблизительно определить по выраженности этих признаков время возникновения в прошлом человека той или иной ситуации и прогнозировать дальнейшее его поведение.
Ряд моделей написания букв в процессе беседы с клиентом приходится настоятельно рекомендовать не писать и изменить с целью коррекции личностных черт и моделей поведения. Через один- два месяца мы уточняем у клиента, изменившего написание букв- сохраняются ли сейчас его проблемы в общении или восприятии себя- всё связано с базовой проблематикой клиента. И часто получаем ответ, что меняется и сам человек.
Примечательно, что на занятиях по графологии многие студенты говорят о том, что их почерк подсознательно начал меняться.

Детство накладывает большой отпечаток на личности взрослого человека. Такие положения хорошо известны из психо- и неопсихоанализа. В нашей практике роль детства, индивидуальной истории человека, также показывает большую значимость.
Следует заметить, что первоначально в школе детей всех учат писать по нормативу, примитивно каллиграфически, красиво. В прошлые десятилетия практиковалось переучивание правополушарных детей на правую руку. По счастью, в настоящее время таких фактов практически нет.
В то же время, общий норматив написания сохраняется. И мы можем назвать его злом во имя добра.
Если посмотреть на почерки детей младших классов школы, можно заметить обилие штриховки, дрожащие линии букв. Приобретение навыка письма даётся с сильными энергетическими затратами ребёнка. Помимо этого, почерки детей начальных классов часто похожи друг на друга- так как все они выполняют требование канонов написания прописных букв.
В переводе на графологический язык, в младшем школьном возрасте происходит приобщение ребёнка не к письму и умению письменно выражать свои мысли. А прежде всего обучение ребёнка нормам поведения в обществе. Это как раз возраст, выделенный З. Фрейдом как период формирования Супер- Эго, то есть- стыда и совести. Помимо этого- правопослушности и навыкам успешной социализации в обществе.
Именно поэтому мы и назвали обучение детей письму, от которого дети сильно устают- злом во имя добра.
Приблизительно к двенадцати годам у школьника начинает формироваться свой, индивидуальный почерк. С этого периода уже можно проводить диагностику личности по его почерку.
С этого возраста мы наследуем ряд букв в более поздних версиях почерка.
При этом изменения в написании букв носят уже сознательный характер.


Подпись и её функции

Подпись прежде всего является показателем отношения человека к себе самому. Именно в подписи он показывает, уважает ли он себя и за что, или не принимает в себе многого.
Примечательно, свою фамилию и имя мы всегда помним (даже когда кажется, что забываем это). Поэтому очевидно, что подпись может довольно точно указать на отношение человека к себе.
После одной из лекций, на которой я упомянул, что занимаюсь интерпретацией почерков, ко мне подошла студентка лет тридцати пяти и с деланным безразличием попросила что- либо сказать по её почерку. Перерыв между двумя лекциями был небольшой, и, чувствуя её поверхностное отношение к графологии, я попросил её несколько раз расписаться- часто по подписи можно сказать гораздо больше, чем по почерку, причём гораздо быстрее. Увы, верно и обратное- всё порой зависит именно от уровня развития личности, зрелости личных позиций испытуемого, и бывает, что ни то ни другое ни на что не указывают.
Но в случае с этой студенткой по подписи можно было выяснить несколько важных деталей, главный из которых для неё («болевая зона»)- в подписи её имя и фамилия были разделены, а фамилия кроме прочего перечёркнута несколько раз, при том, что имя осталось нетронутым. Выяснить, замужем ли она не представляло сложности взглянув на её обручальное кольцо.
И, чтобы тратить на наш разговор меньше времени, я начал с того, что сказал, что мало что могу сказать по её подписям кроме того, что она в скором времени планирует разводиться с мужем. Реакция студентки была резкая. Она посчитала, что нашёлся добрый человек и рассказал мне о её семейных проблемах. И мне пришлось объяснить, на основании чего я сделала такие выводы.

Итак, прежде всего стоит сказать, что настоящей, современной трактовкой подписей занималось ни так много людей, как казалось бы. Возможно, стоит вспомнить печальную историю графологии в нашей стране, чтобы всё немного встало на свои места.
Напомню, что в 1939 году академик Позднышев объявил графологию лженаукой. Не стоит обижаться на это, ибо уже в разряд лженауки вошли такие разделы знания, как психодиагностика, психотерапия, психотехника, педология (наука о комплексном изучении человека- в дальшейшем, к этой теме вернётся Б.Г.Ананьев в своём человекознании). Во многом, как психология, так и графология, являющаяся нераздельной областью психологии, отстала от западных разделов знания на несколько десятилетий.
Так, преемницей графологии в нашей стране, графометрией, мало исследовались подписи, не считая идентичности подписи и эмоционального состояния пишущего на момент написания.
Из современной литературы по проблеме подписи пожалуй стоит назвать книгу Ойбека Наджимова по подписям. Она во многом интересна и работает в настоящее время в отличии от прежних изданий XIX века, коими почему- то заполонён рынок книг в настоящее время.

В отличии от почерка, в котором фиксируются прежде всего типичные для человека модели поведения, динамика, направленность и предрасположенности к «болевым зонам» (как правило, именно на эти «зоны» человек чаще всего указывает, когда неоднократно в почерке повторяет определённые модели написания букв), в подписи мы можем наблюдать более глобальные характеристики.
Это- отношение к себе, к своим заслугам или отражение неприятия себя. Это- отношение к собственной фамилии, а, следовательно, своему роду (или роду мужа, если речь идёт о замужней женщине, поменявшей фамилию на фамилию мужа). Кроме того, подпись как бы «усиливает» те особенности личности, которые мы могли наблюдать в почерке.

Здесь следует также учесть:
1. подпись, в отличии от почерка меняется очень медленно, а часто остаётся как бы «законсервированной» на протяжении нескольких лет (в отличии от почерка, который может меняться).
2. подпись может утрироваться, если человек часто вынужден расписываться.
3. подпись является способом самовыражения и способом получения удовольствия (истероидная, параноидальная или шизоидная модели поведения).

И именно с этих позиций мы рекомендуем психологам и людям, интересующимся проблематикой экспресс- диагностики личности подходить к интерпретации почерка.
К сожалению, отдельные моменты графологической системы пришлось изложить тезисно, а многого и вовсе не вписывать, но это можно объяснить исключительно тем, что данный материал займёт гораздо больше обозначенного нам места в данном издании.

Литература:

1. Берлов В.Д. Исследование почерка, как метод психодиагностики личности. // вестник Казанского института организации труда. №5. 1925.
2. Гуревич Л. Характер и почерк. Размышления о графологии. М. 1975.
3. Дайтигсман. О. "Основы и практика судебного сличения почерков". 1958.
4. Зуев- Инсаров Д.М. Почерк и личность. 1927. 183 с.
5. Маяцкий В. Графология. М, 1915. 39 с.
6. Монгенштерн И.Ф. Психографология. Питер, 1994. 351 с.
7. Наджимов О.К. «Как узнать характер человека по его подписи»
8. Сара Дороти. Тайны почерка. М, 1997. 153 с.
9. Тараненко В. «Почерк. Портрет. Характер» 2004
10. Щёголев И. «Тайны почерка». Питер, 2004
11. Щекин Г. В. Визуальная психодиагностика и ее методы: познание людей по внешнему облику // Методическое пособие в 2 ч. -К., 1990. 4.1. -131 с.: 4.2. - 116 с.
12. Roman К. "Graphology". New York, 1960


В начало главы
Написать автору



Hosted by uCoz