Смыслов Д.А. Почерк как средство экспресс- диагностики и психотерапии личности. Из книги «Психология телесности между душой и телом», М, «АСТ», 2006.  

В ситуациях неопределённости, присущих нашему времени, возникает проблема быстрой и эффективной ориентировки в складывающейся обстановке.
Сейчас важно обратить внимание не на сложившиеся стандарты, паттерны поведения, а на возможности мгновенной тактической ориентации в принципиально новых ситуациях при взаимодействии с людьми.
Важным становится быстрое определение ведущих характеристик собеседника для того, чтобы строить дальнейшую линию поведения с ним. То есть возникает потребность в экспресс- диагностике личности.
Для экспресс- диагностики необходимо учитывать письменную продукцию, которую используют для передачи и для чтения собственных высказываний и суждений человека. Известно, что почерк человека является тем продуктом деятельности, который он часто применяет и который можно часто наблюдать. В данном случае рассматривается не содержание написанного, а стили сообщения и организации наиболее часто встречающихся сообщений а также последовательность сообщений. Это значимо, так как он может дать неискажённые сведения о чертах личности и характерных особенностях индивида.
Для экспресс- диагностики личности по почерку важно, что почерк не фиксируется, не отслеживается людьми. Это происходит так как:
1). У большинства людей отсутствуют знания по тому, как можно в почерке скрыть или подчеркнуть свои особенности.
2). Принято считать, что по почерку вообще невозможно диагностировать черты личности.
Важно, что почерк люди практически не используют для создания впечатления о себе у окружающих. В то же время, по лицу люди стремятся для достижения определённых целей создать о себе впечатление. Таким образом, почерк несёт важную информацию о своём владельце, которую тот не фиксирует и ни коем образом не регулирует её.
В этом состоит ценность графологии.
В то же время, в исследованиях графологов доказано, что:
1. По почерку можно выявить напряжённость человека.
2. Почерк пригоден для диагностики лжи.
3. Почерк указывает на напряжения и утомления человека в процессе письма.

Предпосылками в области графологии явились исследования Н.А.Бернштейна, В.Д.Берлова, В.Я.Дымерского, Д.М.Зуева- Инсарова, А.Ф.Лазурского, М.И.Попялковского, К.Ромен, Д.Сара, А.В.Срезневского, И.М.Сеченова, Л.Б.Филонова, Р.И.Черановского, Сиго, Ростана, П.Жане, И.Ф.Монгенштерна и др.
Ценность графологических знаний заключается в том, что:
1. по почерку человека можно узнать о его характере и особенностях, заочно, не видя его. А это даёт определённое преимущество при последующем взаимодействии с ним.
2. графология даёт возможность узнать о человеке те вещи, которые он скрывает, или которые он не считает нужным рассказать.
Это- генеральные идеи, которые руководили графологами на протяжении многих столетий. Благодаря им, графология нашла много приверженцев и столь же много сомневающихся.


I. Исторический очерк развития графологических знаний.

Название науки "графология" (от греческого grapho- пишу, logos- учение) впервые встречается лишь в 1871 году в сочинениях аббата Фландрена. В то же время известно, что графологические знания упоминались во многих документах древности (Нерон, Светоний, Конфуций).
Историю графологии можно разделить на донаучный и научный этапы. Практически до середины XIX века исследования почерка носят околонаучный характер. Они во многом бездоказательны и больше интуитивны.
Нельзя не отметить заслуги в становлении графологии таких исследователей и учёных как К.Бальдо (ему принадлежит первая книга, посвящённая графологии (1622), И.Х.Громан (пытался дать физиологическое объяснение соответствия почерка и характера пишущего(1725), И.Г.Лафатер, Швидланд, Крепье- Жамен (автор впервые изложенных графологических законов в труде "Почерк и характер"), Дебарроль, Арсен Арюса, Лангебрук, Ч.Ломброзо, В.Прейер, Мейер, Тард, В.Маяцкий.
Следует заметить, что в большинстве своём эти графологические знания строились на интуитивных заметках, наблюдениях и аналогиях, представляющих интерес, но не несущих научной ценности. Графологические знания не были систематизированы и часто делались лишь на основе общего впечатления, производимого рассматриваемым почерком.
Лишь к концу XIX века мы можем обозначить наступление научного этапа развития графологии и он характеризуется стремлением упорядочить и систематизировать накопленный богатый графологический опыт.
Важной характеристикой научного этапа является тенденция к сопоставлению характеристик почерка, реальных характеристик личности с объективными характеристиками. Таковыми является корреляции между физическими особенностями пишущего и его почерком, обращение внимания к гипнозу и на изменение почерков в больных людей.
Большую роль в становлении графологии как науки, сыграли К.Ромен, Д.Сара, Р.Клагес, И.Ольбрихт, О.Дайтигсман, Жислин, Гарер. В России известны такие исследователи, как И.Ф.Монгенштерн, В.В.Маяцкий, Д.М.Зуев- Инсаров, Р.И.Черановский, В.Д.Берлов, А.Ф.Лазурский.
В России графология получила распространение в конце XIX века. Из отечественных учёных, серьёзно занимавшихся графологией, мы можем назвать прежде всего И.Ф.Монгенштерна и Д.М.Зуева- Инсарова.
Появление в конце XIX века книги И.Ф.Моргенштерна "Психографология" явилось определённой вехой в развитии отечественной графологии. (Монгенштерн И.Ф., 1994).
Монгенштерн писал: ”Почерк есть выражение на бумаге движений руки, причем в каждом очертании, закруглении, штрихе буквы проявляется индивидуальность человека, его характер, какие-либо определенные черты, присущие только этому человеку”.
Исследования русского- советского учёного Д.М.Зуева – Инсарова явились наиболее полными и доказательными. Зуев- Инсаров первым среди многих иссследователей доказательно и подробно разобрал основные закономерности почерка. Важно то, что он первым применил в графологии гипноз для того, чтобы изучить изменение почерка при гипнозе.
В конце 20- х - начале 30- х годов XX века в нашей стране приобретает популярность исследования Эрнста Кречмера о связи между строением тела и характером.
Так, Р.И.Черановский, исследовал почерк у представителей различных конституций. (Черановский Р.И., 1927).
В 30- х гг. по 60- е гг. в СССР графология стояла в ряду лженаучных методов равно как и физиогномика. Графология сохранялась в виде графометрии. Графометрия в СССР применялась только в области идентификации почерка, где сопоставлялись признаки почерка на предмет их идентичности. Важно, что никаких связей между качествами и свойствами не фиксировалось.

В 1964 году группой психологов в составе В.Я.Дымерского, Л.Б.Ермолаевой- Томиной и Л.Б.Филонова было проведено исследование "О возможности установления характериологических особенностей личности по почерку". В нём, параллельно с теоретическим изучением проводился графологический анализ в выборке 45 испытуемых в возрасте от 18 до 60 лет.
Анализ почерка испытуемых проводился по двум графологическим методикам: Д.М.Зуева- Инсарова и К.Ромэн двумя экспериментаторами отдельно и независимо друг от друга. Один экспериментатор определял особенности личности по методике Д.М.Зуева - Инсарова, а другой по методике К.Ромэн.
Выводы, полученные в процессе этой работы, показали, что в общих чертах принципы анализа по Зуеву- Инсарову и Ромэн оказались сходными. Отдельные признаки по той и по другой методике означают приблизительно те же самые черты характера. Расхождения идут в основном по способам организации обобщённой характеристики и по качествам, на которых концентрируется преимущественное внимание. В результате в 17 из 20 случаев в основном характеристики совпали. В трёх случаях были даны противоположные по признакам характеристики.
Так, на основании анализа полученных экспериментальных данных можно было утвердительно ответить на вопрос о принципиальной возможности установления характерологических особенностей личности по почерку, что особенно выявилось при математической обработке, где наблюдалась корреляция между сходными чертами характера (зависимыми друг от друга по смыслу) и сходными чертами почерка.
В 1967 году этой же группой исследователей жёстко была применена графометрия- измерение параметров почерка и соотнесение их с разными методами получения информации о личности.
В результате, группой был найден принцип вычленения мужских почерков от женских через ряд параметров.


II. Теория графологии.

Существенным шагом в развитии научного графологического знания явилась попытка установления пределов возможного посредством графологии, и они были обозначены американской исследовательницей Д.Сара. Важно, что до Д.Сары речь в графологии шла прежде всего о том, что можно определить по почерку. Д.Сара пошла от обратного и выделила те (на её взгляд) характеристики личности, которые по почерку определить невозможно. Таким образом, впервые в истории графологии были обозначены границы возможностей графологического анализа. По Д.Саре графолог может рассказать человеку лишь о его характере, его способностях и темпераменте, что позволит ему направлять и прогнозировать свои действия. (Сара Д., 1997).

Мы выделили двенадцать параметров почерка, по которым можно определить психологические и физиологические особенности пишущего, и которые наиболее часто рассматривались исследователями- графологами:
1. Динамические особенности пишущего, характер пишущего.
Ещё аббат Мишон полагал,что по почерку можно судить о внутреннем мире человека, о его характере и темпераменте. На это же указывала Д.Сара.
К.Ромен и Р.Клагес дополнии, что по почерку возможно установить:
а). возбудимость или уравновешенность пишущего.
б). характеристики соотношения потребностей и стремлений к их реализации (аккуратность, организованность, адаптированность к новым условиям).
В дальнейшем, в исследованиях В.Я.Дымерского, Л.Б.Ермолаевой- Томиной, Л.Б.Филонова, эти данные были подтверждены и дополнены. Так, ими были выделены такие группы динамических качеств, как:
Стабильность- импульсивность.
Уравновешенность- неуравновешенность.
Консерватизм- гибкость мышления.
Сильная воля- слабая воля.
Уверенность- неуверенность.
Аккуратность- неаккуратность.
Высокая приспособляемость- низкая приспособляемость.

2. Оценка отношений пишущего с социальной средой.
Согласно исследованиям Д.М.Зуева- Инсарова и В.Д.Берлова, по почерку фиксируются лёгкость в сближении с людьми и потребность пишущего в общении. (Берлов В.Д., 1925. Зуев- Инсаров Д.М., 1927).
Согласно исследованиям В.Д.Берлова, по почерку можно выявить:
• лёгкость сближения с людьми,
• потребность в общении,
• непринуждённость поведения в новой среде, разговорчивость и откровенность.
Это как раз те качества, которые отличают шизотимический от циклического типа (или астеника от пикника), и разделение данных и противоположных свойств, по утверждению В.Д.Берлова, может быть выполнено на основе анализа почерка с достаточной степенью точности.
В.Я.Дымерский, Л.Б.Ермолаева- Томина и Л.Б.Филонов также рассматривали возможность определения социальной направленности пишущего. Ими были выявлены такие качества, как: обаятельность, общительность- замкнутость, а также частота смены знакомых.

3. Связь между физическими особенностями пишущего и его почерком.
Гипотеза о такой связи была поставлена ещё И.Х.Громаном. Этой проблемой занимался И.Г.Лафатер (по связи сгибов руки и пальцев и особенностями почерка).
И.Ф.Монгенштерн поставил вопрос о связи между почерком и телосложением человека. В то же время, он считал, что физические увечья человека должны также отражаться на почерке, как и психические.
В конце 20- х - начале 30- х годов XX века в нашей стране приобретает популярность исследования Эрнста Кречмера о связи между строением тела и характером.
Так, Р.И.Черановский, исследуя почерк у представителей различных конституций, установил, что почерк пикника характеризуется отсутствием отдельно выведенных букв, а слово представляет собой одно слитное, плавное целое, состоящее из одной- двух сложных кривых линий, буквы равномерны по величине, форме и наклону, закруглены. Отмечается сходство почерков пикников между собой. (Черановский Р.И., 1927).
У атлетоидов и астеников, объединяемых согласно Э.Кречмеру некоторой общностью свойств темперамента, кривые, наоборот, имеют резкий угловатый характер, вершины этих кривых вытягиваются и виден резкий переход от одного взмаха к другому.
Исследованиями, непосредственно касающимися связи между почерком и телосложением занимались на Западе Жислин, Гаарер, Липман, Энке.
Как показали исследования многих зарубежных и отечественных авторов, в том числе Д.М.Зуева- Инсарова и В.Д.Берлова, между графологическими и морфологическими оценками индивида существует высокий коэффициент корреляции, особенно в оценке соотношения личности с социальной средой, которые являются чрезвычайно важными компонентами общего поведения человека.

4. Влияние заболеваний на почерк пишущего.
Впервые применили анализ почерка душевнобольных для постановки медицинского диагноза Эрленмайер, Лэдброк и Виган.
К.Ромен отмечала, что некоторые нервные и психические расстройства вызывают определённые характерные изменения почерка. (Roman K., 1960).
На то, что при физических и психических заболеваниях меняется почерк, указывал и И.Ф.Монгенштерн. Он считал, что надо обратить внимание на то, что при физических и психических заболеваниях меняется и почерк человека. Причем различные нервные и душевные заболевания настолько рельефно отражаются в почерке, что в изучении нервных болезней исследование почерка приобрело определенное значение еще в конце XIX века, особенно при распознавании и постановке диагноза (Эрленмайер, Лэдброк Виган и др.).
Более архаично звучит предположение Монгенштерна о том, что по почерку возможно определить и то, какими физическими недостатками страдала рука писавшего.

Зуев- Инсаров упоминал, что о связи между рисунком и характером человека дают особенно яркое и наглядное представление рисунки, исполненные душевнобольными. Так, при разрыве ассоциативного мышления у больного примитивные рисунки из двух- трёх связанных между собой линий разлагаются на отдельные элементы; в более сложных случаях рисунки становятся беспредметными. Врач по рисунку больного, по окраске, нажиму штрихов часто диагностирует наступление припадка, кризиса.

5. Связь почерка с мыслью и движением (жестом).
О этой связи говорил И.Ф.Монгенштерн, считая, что сильное душевное волнение оставляет отпечаток в почерке. Он считал, что почерк представляет тесную связь с мышлением. Мысли необдуманные, бессознательные, составляющие продукт мало знакомой нам мозговой деятельности (инстинкты и влечения) иногда совершенно нарушают весь разумный строй мыслей и могут нарушить характер и нрав человека


Дальше, страница 2



Hosted by uCoz