• отношение к себе, к людям и к выполняемой работе.
(беззаботность, воля, дипломатичность, настойчивость, общительность, обязательность, приспособляемость, робость, неуверенность, смелость, решительность, умение владеть собой, частота смены знакомых).
• динамические характеристики испытуемых.
(возбудимость, вспыльчивость, медлительность, непостоянство, реактивность, сдержанность, уравновешенность, утомляемость, эмоциональная возбудимость, энергичность).
• общая организация, общая приверженность к порядку.
(аккуратность, оригинальность, постоянство, работоспособность, умение комбинировать, устойчивость внимания, устойчивость интересов, устойчивость настроения).
• эмоциональные характеристики
(впечатлительность, мнительность, чувствительность , сила эмоций, частота появления отрицательных эмоций, частота появления положительных эмоций, частота смены чувств).
В процессе анализа почерков нами установлено, что экспертами не было зафиксировано совпадений по следующим характеристикам, обозначенным в корреляционных конструкциях (результатах графологических экспериментов), разработанных под руководством Л.Б.Филонова в 1967 году:
1. Обаятельность.
2. Прочность запоминания
3. Скорость запоминания

В результате проведённой работы нами были:
а). Доказана возможность по признакам и показателям в почерке выделять отдельные характеристики личности.
б). Определены пределы возможного при диагностике посредством графологического анализа.
В результате графологического эксперимента нами были установлены пределы диагностики черт личности по графологии. Так, посредством диагностики почерка представляется возможным установить в следующей иерархической последовательности:

1. Отношение пишущего к себе, к окружающим его людям и к выполняемой им работе (по данной группе параметров нами было получено больше всего произвольных высказываний).
То, что описываемой группе параметров было дано наибольшее число поризвольных высказываний, говорит прежде всего о том, что в почерке чётко фиксируется общее отношение человека к тому, что он делает, к тем, с кем он работает и его отношение к самому себе. Следовательно, ориентируясь на почерк мы можем быть достаточно уверены в том, как человек проявляет себя в реальной работе.
Так, если человек стремится быть понятым и направлен на общение, его почерк будет понятен, читабелен для окружающих. И наоборот, если человек стремится к сохранению своих мысле и действий в тайне или не настроен на общение, его почерк должен быть неразборчивым и, возможно, напоминать кодированное письмо.
2. динамические характеристики пишущего (связанные с потенциальными энергетическими возможностями человека).
Почерк является осциллограммой напряжений и расслаблений человека, и потому очевидно, что они должны достаточно чётко фиксироваться в почерке. Это показали и результаты наших исследований- динамические характеристики (возбудимость, медлительность, реактивность, уравновешенность и другие) - стоят на втором месте по возможности их фиксации в почерке.

3. общая организация и общая приверженность к порядку.
Личностные черты, такие как аккураность, работоспособность, оригинальность и т. п. Также достаточно хорошо могут быть продиагносцированы по почерку.

4. эмоциональные характеристики.
Графологический эксперимент показал, что эмоциональное состояние пишущего также находит своё отражение в почерке.

Данные, получаемые посредством анализа почерка являются полезными и иформативными при экспресс- диагностике личности для последующего взаимодействия с ней и в качестве дополнительного канала получения информации о людях, с которыми приходится взаимодействовать. Покакзывает необходимость применения материалов и выводов в системе образования, и в повседневной работе практического психолога.



Предмет психологической графологии

Помимо проведённых, по большей части, графометрических данных, на протяжении почти десяти лет нами была создана и проверена через корреляционные связи система психологической графологии.
Повторимся ещё раз- графометрика (она же графометрия)- анализ почерка по высоте, наклону, нажиму и т.д. (см. предложенные нами выше 12 параметров почерка). В принципе, они лишь в очередной раз доказали непосредственную возможность и объективность информации, получаемой нами посредством почерка. Если в графометрике тщательно анализируются цифровые значения почерка, то в графологии мы пытаемся не только фиксировать симптомы, но и связывать их в синдромы (психологические категории). Связь эта сродни в чём- то интерпретации проективных методик, прежде всего рисуночных. Отличие- связь интерпретации почерка с личностными акцентуациями и моделями поведения, рассматриваемыми в психологии.



Перспективы графологической диагностики личности и графическая
психотерапия
В настоящее время принято воспринимать графологию больше как искусство, обострённую интуицию, нежели чем как научный раздел психодиагностики. Во многом это обусловлено сложной историей графологии в нашей стране- она была объявлена лженаукой в 1940 г. В то же время остаётся по сию пору актуальная книга русского- советского графолога Д.М. Зуева- Инсарова ”Почерк и характер”, известны упоминания о связи почерка и телосложения Р.И.Черановского, который в 20- е гг. XX в. исследовал почерк у представителей различных конституций по системе Кречмера. Известны работы А.Ф.Лазурского, И. Попялковского, А.В.Срезневского периода 20- х- 30- х гг.
Увы, с этого периода говорить о графологии как разделу науки не приходится, так как ряд графологических принципов анализа перешло по наследству к графометрии, но последняя больше связана с криминалистикой, чем с психологией личности. Мало известны результаты сопоставления различных графологических систем в конце 60- х гг. В.Я.Дымерским, Л.Б.Ермолаевой- Томиной и Л.Б.Филоновым.
При видимом изобилии литературы по графологии, к сожалению, большинство источников принципиально устарели и эти графологические системы уже не действуют- это касается отечественных графологов В.В.Маяцкого и И.Ф. Моргенштерна.
Интересна книга американской исследовательницы Дороти Сара ”Тайны почерка”, но многое из делаемых ею в книге выводов не совсем понятны. Так, она отрицает возможность определения по почерку пола, возраста, особенностей профессии. И здесь интересен, пожалуй, лишь поставленный ею вопрос- ”чего нельзя определить по почерку?”. До неё речь шла лишь о том, что по почерку определить возможно.
Из последних графологических работ интересен труд узбекского графолога Ойбека Наджимова “Как узнать характер человека по его подписи или практическая графология”. Предложенная автором книги система интерпретации почерков во многом интересна и действительно диагносцирует черты личности. В то же время, несколько странно выглядят следующие параметры, выдвигаемые им- отношение к деньгам а также определение специфики растрат после получения денег. Мы можем несколько перевести это положение- здесь речь идёт не о отношении к деньгам, а о отношении к растратам энергии, сил человека.
Но, к сожалению, в целом по- настоящему работающих графологических систем сейчас практически нет. В силу этого, возможно, графология по- прежнему считается искусством, а часто её даже сопоставляют с чем- то оккультным или одиозным, что, безусловно, странно.
На протяжении двенадцати лет мы проводим изучение современных почерков жителей ряда регионов РФ от Европейской части до Дальнего Востока. В результате нами была создана система интерпретации почерков, в которую вошли как классические графологические параметры- наклон, нажим, размер, расстояния между буквами и т.д., так и новые параметры почерка. К ним относятся депрессивность, истероидность, конфликтность, шизоидность, врабатываемость. Во многом, мы проводили сопоставление особенностей почерка с акцентуациями личности по системе Хатуэй и Маккинли (MMPI).
При этом, безусловно, в интерпретации почерка необходимо учитывать соотношение признаков почерка и правильное соотнесение их в категории (синдромы). В этом и состоит базовая сложность графологии- необходим опыт интерпретации, который, безусловно, вырабатывает и профессиональную интуицию.

В соответствии с нашим опытом работы с почерками разных исторических эпох, с середины XIX века включительно, мы пришли следующим выводам:

1. В каждой национальной культуре должна быть разработана своя система интерпретации почерков. Исключение в данный момент составляют жители “пост-советского пространства”- воспитанные в системе и ценностях единого государства- СССР.

2. Ещё Д.М. Зуев- Инсаров считал, что со сменой политической формации меняется и почерк. При этом он сопоставлял почерки дореволюционные и почерки 20- х годов. Безусловно, отмена “лишних” букв, потрясения и тяжесть изменения в общественно- политической сфере сказались и на почерке. Но мы не делаем таких категоричных выводов. С момента распада СССР по сегодняшнее время почерки мало изменились, хотя, по Инсарову это изменение должно быть.
Согласно нашим наблюдениям, почерк меняется приблизительно (границы здесь, очевидно, условны) каждые три поколения- 60- 80 лет. (Эрик Берн говорил- ”Если хотите воспитать леди- начните с её бабушки”). И, следовательно, через каждые три поколения необходимо создавать и адаптировать новую систему графологической интерпретации.
В настоящее время мы стоим как раз на стыке постепенного изменения почерков. И здесь есть три довода.

1. Это связано со всё больше компьютеризацией жизни- люди больше начинают печатать, чем писать. И это сказывается на разработанности навыков письма. Конечно, это касается не всех социальных слоёв и профессий.
2. Современные условия жизни сильно отличаются от прежнего мировосприятия. Мир меняется климатически- так, прежние народные приметы перестают действовать. Изменение климата, безусловно, сказывается на самочувствии людей, и здесь нельзя отрицать наличие стресса.
3. Также мы переживаем изменения социально- политические- это нестабильность, невозможность прогнозировать свою жизнь. Это приводит часто к ”жизни одним днём”. Сюда же следует включить незащищённость жизни современного человека от криминала и терроризма. Всё это также, несомненно, накладывает отпечаток на личности людей. В силу этого мы вынуждены констатировать, что из исследуемым нами выборкам по пяти столичным ВУЗам повышение акцентуаций. Меняется сама планка нормы и паталогии. Она повышается и, то, что раньше считалась уже крайней акцентуацией или даже паталогией, сегодня считается нормой для жителей крупных мегаполисов.
Поэтому настоящее время особенно интересно для наблюдений за почерками.

Преимущество графологии состоит в том, что психологу представляется возможность без тестов, часто тревожащих клиента, узнать о его личности лишь по его записям или подписи:
- динамические особенности пишущего, характер пишущего.
Сюда относятся модели поведения, отношение к себе, к людям, к выполняемой работе, импульсивность, уравновешенность, консерватизм- гибкость мышления, воля, уверенность, аккуратность, приспособляемость.
- оценку отношений пишущего с социальной средой.
Лёгкость сближения с людьми, потребность в общении, непринуждённость поведения в новой среде, разговорчивость и откровенность.
- связь почерка с мыслью и движением (жестом).
Осторожность, опасения, сверхконтроль за поведением и высказываниями, тщательность, категоричность
- возраст пишущего.
Сюда относится психологический возраст пишущего. В то же время, на почерке во многом сказывается физическое состояние пишущего, и от того, почерк серьёзно больного зрелого или молодого человека может быть старчески. Верно и обратное.
- пол пишущего.
Возможно, но женщины могут отличаться такими "мужскими" качествами как твёрдость характера, энергия, решительность, активность, которые накладывают отпечаток на почерк. Мужчины же, отличающиеся слабым характером, неэнергичные, нерешительные, пассивные, также могут иметь почерк больше женский.
- предрасположенности пишущего.
- влияние профессии на почерк.
Почерки музыкантов, физиков, врачей, педагогов, бухгалтеров, юристов безусловно, имеют ряд типичных особенностей, по которым можно предположить определённые профессиональные навыки.


Взаимосвязь почерка и личностных моделей поведения
Преимущество диагностики по почерку также заключается в том, что здесь можно также и предупреждать то или иное состояние. Мы основываемся именно на том, что предупреждение негативных психологических состояний является одной из важных задач графологии.
Нет смысла недооценивать роль почерка в жизни и мышлении человека.
Мы считаем, что почерк напрямую влияет на мышление, характер, личность. Но во- многом, это двустороннее влияние. Так, трагические или тяжёлые периоды жизни могут сильно и принципиально менять почерк человека. Обычно же почерк меняется крайне медленно- одна или несколько букв в год.
Примечательно, что в почерке мы декларируем свои личностные особенности а также потребности (например- потребность в значимости).
На занятиях, посвящённых графологии, мы обучаем сначала графологически ”читать” свой почерк. В этот период обучающиеся часто замечают, что их почерк меняется сам по себе. Это говорит о том, что люди начинают ”читать” через почерк своё психологическое состояние и особенности.
Затем, зная особенности почерка, соответствующие ярко выраженным личностным акцентуациям, мы рекомендуем в ряде случаев сознательное изменение особенностей почерка, читающихся как нежелательные при взаимодействии с другими людьми и самовосприятии.
Таким образом, графология в данном случае напрямую связана с психотерапией.
Во многом, безусловно, здесь влияет самовнушение человека, но в то же время, многие процессы, которые происходят с испытуемыми, изменение психологического состояния, особенностей восприятия мира и себя, моделей поведения, связаны непосредственно с почерком.
Так, сознательное изменение почерка как один из психотерапевтических приёмов, способствует решению личностных проблем клиента. С другой стороны- является определённой формой самовнушения, которое также позволяет анализировать и разрешать человеку собственные проблемы.


В начало главы
Дальше, страница 5



Hosted by uCoz