Основные методы изучения почерка
Важно, что за всю историю графологического знания, исследователями применялись чаще всего следующие методы анализа почерков:
1. Сопоставление биографии и почерка известных людей.
Следует заметить, что данный метод анализа не являлся объективным и часто был надуманным, так как рассматривались почерки заранее известных людей и по почерку приписывались присущие им характеристики. Так, известно описание характера письма императора Августа Светонием.
Описание биографий исторических деятелей и их связи с почерком известных людей явилось излюбленным методом многих графологов (К.Ромен, И.Ф.Монгенштерн, В.Маяцкий, Д.М.Зуев- Инсаров). В то же время, следует сказать, что это наименее доказательный метод, так как биография человека и его особенности заранее известны, и их достаточно легко связать с теми или иными характеристиками почерка.

2. Изучение почерков душевнобольных или людей с заболеваниями (Эрленмайер, Лэдброк, Виган, И.Ф.Монгенштерн, Д.М.Зуев- Инсаров).
Важным явилось то, что знания о почерке, изменявшемся при аномалиях развития людей, можно было применять для диагностики психических заболеваний, а также для диагностики напряжённости.
В то же время, этот метод требовал знания психических заболеваний и умения их диагносцировать. А это означало, что данный метод был доступен прежде всего практикующим врачам, а не графологам.

Из методов анализа почерка наиболее доказательными и точными явились:
3. Применение гипноза для определения изменений и закономерностей в почерке (Д.М.Зуев- Инсаров, В.Срезневский, Л.Б.Филонов).
Впервые в истории графологии Д.М.Зуевым- Инсаровым и В.Срезневским был применён гипноз. До него, заключения графолога о том или ином почерке носили больше прогностический характер и в большей степени зависели от опыта графолога. В то же время, была проблематична проверка высказываемых графологом гипотез и заключений.
В 90- х г.г. XIX века были проведены первые опыты с изменением личности, а в связи с этим и почерка, под влиянием гипнотического внушения. Мы можем назвать эксперименты В. Срезневского и Д.М.Зуева - Инсарова.
Важно, что при помощи гипноза удалось доказать закономерности написания почерка у людей с определёнными акцентуированными личностными чертами.
В то же время, Зуев- Инсаров нигде не упоминает, какой имеенно он применял гипноз.
В дальнейшем, Л.Б.Филонов применял гипноз для изучения особенностей почерка испытуемых в том или ином внушаемом состоянии. В результате, им были подтверждены результаты Д.М.Зуева- Инсарова и В.Срезневского.

4. Применение корреляционного анализа для изучения почерков (В.Д.Берлов, В.Я.Дымерский, Л.Б.Ермолаева- Томина, Л.Б.Филонов).
Впервые В.Д.Берлов в 20-е гг. XX века применил корреляционный анализ связей между графологическими и морфологическими оценками индивида. Применение корреляционного анализа почерка для изучения особенностей поведения шизотимиков и циклотимиков
Так, им было установлено, что существует высокий коэффициент корреляции, особенно в оценке соотношения личности с социальной средой, которые являются чрезвычайно важными компонентами общего поведения человека.
Корреляционный анализ применяется как правило уже не в графологии, а в графометрии. Графометрия включает в себя набор точно измеряемых и коррелируемых с другими методиками или физическими параметрами характеристик. Это прежде всего измерение параметров почерка и соотнесение их с разными методами получения информации о личности посредством корреляционного анализа.
В 1967 году группой исследователей в составе В.Я.Дымерского, Л.Б.Ермолаевой- Томиной и Л.Б.Филонова графометрия была использована для исследования параметров почерка и их связи с чертами личности.

Проблемы развития и применения графологических знаний.
О применении графологии упоминал Мишон, он предвещал ей большую роль в медицине и психологии. Также о применении графологии писал Д.М.Зуев- Инсаров. Он считал, что знания графологии необходимы:
• при постановке диагнозов при психологических обследованиях личности.
• графология должна применяться в области социального воспитания, определения склонности к той или иной профессии.
• применение графологии в области судебной экспертизы для выяснения причастности данного лица к тому или иному документу.
• применение графологии для выявления отношения личности к окружающей общественной среде.
На данный момент вопрос применения графологии, в силу её официальной непризнанности, как науки, остался открытым.


Графологическая подготовка специалиста
Причиной того, что графология по настоящее время не получила широкого распространения, является прежде тот факт, что для подготовки специалиста- графолога необходимо не только знание специальных методик, но и достаточная диагностическая подготовка (К.Ромен). В то же время, в графологии часто влияет на точность определения черт личности по почерку опыт, в поцессе которого вырабатывается интуитивное угадывание структуры характера. В то же время, люди ждут при начале занятий графологией быстрого научения и овладения её законами.
Основной ошибкой начинающих графологов мы можем назвать стремление делать выводы по первому же совпадению особенностей почерка с показателями, входящими в графологическую матрицу. Но так как мы имеем дело с человеческой личностью, которая имеет свои особенности, свои взгляды, своё особое понимание и свои сложившиеся модели поведения, мы не имеем права делать скорые заключения. Для качественного графологического анализа необходимо только накапливание индивидуальных особенностей почерка. Лишь по мере их накопления и анализа, мы можем построить предварительную картину личности. Таким образом, графологический анализ должен идти по пути “составления многих симптомов в один или несколько синдромов” (Л.Б.Филонов).



Графологическое исследование
В промежуток 1997- 2000 г.г. мы работали в русле комплексного исследования, проводимого в течение многих лет со студентами на факультете педагогики и психологии МПГУ им. В.И.Ленина.
Целями проведённого нами эксперимента являлось:
1. установление возможности по признакам и показателям в почерке выделять отдельные характеристики личности.
2. определение пределов возможного при диагностике посредством графологического анализа.
Ориентирующей основой для эксперимента явилась таблица корреляционных связей между особенностями почерка и чертами личности по анализу Л.Б.Филонова.
Таким образом проводилась работа с признаками почерка. Первоначально признаки почерка мы выделили по минимальным и максимальным отклонениям от стандартов (по корреляциям, которые были в работе группы Л.Б.Филонова за 1967 год).
Далее образцы почерка испытуемых были нами соотнесены с признаками, связанными с чертами личности. Учитывая то, что такого рода анализ применяется в графометрии, проведённый эксперимент правильнее назвать не графологическим, а графометрическим.
Основы действия методики заключаются в том, что анализируются величины признака, заключённого в параметры (величины тех или иных показателей). Величина параметров определяется количеством признаков.
Анализ включает в себя рассмотрение почерка по ряду параметров:
1. Левые поля
2. Отклонения по словам
3. Отклонения по буквам
4. Расстояние между строками
5. Расстояние между словами
6. Наклон
7. Заключительная черта
8. Величина малых букв
9. Величина больших букв
10. Отношение ширины к высоте букв
11. Форма (диаметр крючков букв)
12. Нажим
Предметом работы с материалом явились почерки испытуемых, в отношении которых были также проведены замеры по ряду методик (MMPI (СМИЛ), Кеттелл, Лири, Люшер, "Соотнесённые качества", "Ассоциации"). Это было необходимо для привязывания признаков к реальным качествам и для верификации.
Личностные характеристики испытуемых были изучены нами многомерно для того, чтобы мы имели перекрёстные удостоверения. В качестве основы, базы, для выявления наиболее частотных характеристик отдельных потенциалов у человека мы использовали методику MMPI. Нами специально были выделены наиболее частотные характеристики каждого параметра. Полученные полигоны частот служили точкой отсчёта для того, чтобы выяснить отдельные отклонения по реальным характеристикам. Отклонения давали сведения по величине отклонения или по преобладанию максимуму, что давало возможность судить о степени выраженности того или иного качества.
Все остальные методики комплексного исследования (Кеттелл 16 PF, Лири, Люшер, ПОМ, Ассоциации), использовались для удостоверения, для соотнесения и проверки.

Результаты проведённого эксперимента могут быть использованы при организации экспресс- процессов установления черт личности по продуктам деятельности (по письму).

Результаты работы включают в себя 39 параметров. Из них, посредством анализа графологических данных нами установлено, что чаще всего по почерку определяется (в студенческой выборке):


В начало главы
Дальше, страница 4



Hosted by uCoz