Таким же образом на почерке отражается и настроение, и состояние здоровья человека. Когда он болен, мрачен или, наоборот, весел, то каждая буква принимает тот или иной оттенок, то или другое изменение; в этих изменениях и наслаиваются все пережитые ощущения. Всякое сильное душевное волнение надолго оставляет след в почерке. (И.Ф.Монгенштерн, Психографология).
Д.М.Зуев- Инсаров развил идею И.Ф.Монгенштерна о связи между особенностями мышления пишущего и его почерком. Он считал, что “письмо есть проекция нашего сознания в форме определённого рода фиксированных движений. В письме рефлекторно отражаются свойства психики человека”.
Так, ”артист, изображающий то или иное переживание своего героя, всегда стремится, чтобы его жесты были тождественны с психическим состоянием героя; акт же писания представляет собой не что иное, как в миниатюре сконцентрированный жест при воспроизведении условных знаков- букв. Поэтому жест, необходимый при начертании букв, также должен отражать латентное состояние пишущего, т.е. его скрытые, внутренние переживания и общий колорит его настроения. Явления же, при которых создаётся индивидуальная форма начертания букв, почерк, вполне поддаются наблюдению и эксперименту“.
Эта идея Зуева- Инсарова находит своё подтверждение у И.М.Сеченова. (Сеченов И.М., 1966).
Метод исследования И.М.Сеченова был построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики использовалось исследование моторики (в частности, доминантной правой руки - зафиксированной в виде графического следа движения рисунка). По И.М.Сеченову всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением. Всякая мысль заканчивается движением.
Если движение по какой- то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определённое напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление- мысль). Так, например, образы и мысли - представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - удариться, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъём, падение.
Опыты А.Р.Лурия, изложенные в его методике ”сопряжённой моторики”, также указывают на то, что значимая для пишущего мысль замедляет или ускоряет написание, что также сказывается на почерке.
По Зуеву- Инсарову, почерк очень подвижен и тонко реагирует на зарождающиеся в мозгу мысли и чувства, независимо от того, использует ли человек в процессе письма руку или другой приспособленный к письму орган тела.
Также Инсаров подчёкркивал, что почерк человека формируется постепенно в процессе жизни и чётко фиксируется в мозге. Известен опыт Н.А.Бернштейна, который сажал испытуемого на стул, стоящий на усыпанной песком поверхности, и просил его писал большим пальцем на песке или прикреплённым к пальцу куском мела на горизонтально положенной доске или на полу; с первого взгляда бросалась в глаза тождественность письма, воспроизведённого рукой или ногой.
Р.Прейер исследовал и другие органы: рот, колени, кисть руки, подбородок, голову.
Результат был постоянно один и тот же. Графические образы букв и их сочетаний создаются в мозге и передаются для выполнения мышцам пишущего аппарата.

6. Определение возраста пишущего.
Согласно К.Ромен, по почерку возможно диагносцировать не физический (календарный), а психологический возраст пишущего. При этом, некоторая зависимость также должна существовать между такими характеристиками почерка, как сила нажима и жизненная энергия. Другие зависимости представляются гораздо менее очевидными и могут быть выведены лишь на основании большого опыта.
Ромен считала, что по почерку с достаточной степенью вероятности может быть установлен не фактический, а психологический возраст человека. То есть, нельзя различить в настоящее время почерк человека в 30 и в 50 лет, если только в этом возрасте он бодр, энергичен и работоспособен.

Д.Сара, напротив, считала, что невозможно установить по почерку возраст человека.

В 90- х г.г. XIX века были проведены первые опыты с изменением личности, а в связи с этим и почерка, под влиянием гипнотического внушения. Мы можем назвать эксперименты В. Срезневского и Д.М.Зуева - Инсарова.
В опытах Зуева- Инсарова было доказано, что почерк человека меняется в зависимости от возраста (опыты с введением испытуемых в гипнотическое состояние с дальнейшим внушением им определённого возраста, что существенно отражалось на почерке).
В этих опытах был проверен ряд психологических законов, например, избранного для этого человека приводили в гипнотическое состояние и последовательно внушали, что он хитрый, скрытный и т.п., в то же время заставляя его писать под диктовку. Результаты оказывались следующими: почерки в каждом случае получались разные, совсем не похожие на почерк данного субъекта в нормальном его состоянии и соответствующие существующим графологическим признакам, например, свойство скупости в почерке характеризуется сжатым письмом, в котором одна буква ложится на другую, поля почти отсутствуют или очень малы, как бы для того, чтобы на небольшом пространстве поместить как можно больше; осторожность, недоверчивость проявляется в горизонтальных штрихах, особенно в конце строк, а также до или после подписи, как бы заполняющих остающееся место для края листа бумаги. Признаки решительности, инициативы и предприимчивости появлялись в почерке гипнотизируемого субъекта, если ему внушали, что он Наполеон, хотя бы человек не имел в характере таких качеств.
Испытуемых также возвращали к тому детскому возрасту , в котором они только начинали учиться, и почерк в связи с этим мгновенно менялся, становился неуверенным, человек уже не писал, а с трудом вырисовывал букву за буквой. Почерк развёртывался, как кинолента, и точно соответствовал почерку того периода жизни, в который был возвращён автор. Так же реагировал почерк и на последовательное (внушённое) повышение возраста: письмо становилось увереннее, рисунок принимал уже более определённыё характер.
На сохранение мозгом вида детского письма указывал и Пьер Жане, отмечая неоднократное возвращение истериков к своему детскому почерку. (Жане П. Неврозы. СПб, 1911).

7. Определение пола пишущего.
Д.Сара, писала, что по почерку невозможно установить пол пишущего.
К.Ромен, напротив, предостерегала от категоричности и считала, что при определении пола по почерку следует учитывать некоторые особеннности. В ряде случаев совершенно нормальные с физиологической точки зрения женщины отличаются такими "мужскими" качествами как твёрдость характера, энергия, решительность, активность, которые накладывают отпечаток на почерк. С другой стороны, есть совершенно нормальные физиологически мужчины, но со слабым характером, неэнергичные, нерешительные, пассивные, что также сказывается на почерке.
Наконец, в 1967 г группой исследователей- В.Я.Дымерским, Л.Б.Ермолаевой- Томиной и Л.Б.Филоновым в результате корреляционного анализа связей между психологическими особенностями и почерком пишущего, был выявлен принцип вычленения мужских почерков от женских через ряд параметров. Таким образом, была доказана возможность определения пола по почерку.

8. Семейное сходство и наследственность почерка.
Согласно Д.Саре, в ряде случаев по почерку невозможно догадаться, принадлежат ли люди к одной и той же семье, так как почерки не обладают семейным сходством.
И.Ф.Монгенштерн, напротив, допускал возможность передачи из поколения в поколение особенностей написания букв.
Сравнивая почерк и характер, И.Ф.Моргенштерн отмечал, что почерк, как и характер, претерпевая разнообразные видоизменения, связанные с возрастом, жизненными обстоятельствами и т.п., в целом остается одинаковым у каждого человека на протяжении всей его жизни. Монгенштерном была высказана гипотеза о возможной наследственности почерка, которая может наследоваться от родителей или иметь более глубокие родовые корни.

9. Призвание, предрасположенности пишущего. (Д.Сара, И.Ф.Монгенштерн).
По Д.Саре, анализ почерка не позволяет предсказывать или угадывать судьбу человека и его предрасположенности.
Спецификой воззрений И.Ф.Монгенштерна явилось его утверждение, что по почерку можно определить не только определённые склонности, стремления, желания человека, но его призвание. Моргенштерн обосновывает подобную точку зрения тем, что уже ребенок охотно рисует то, что ему нравится, и детские каракули часто указывают на ту или другую склонность.

10. Влияние профессии на почерк.
Согласно оригинальному подходу Д.Сара, по почерку невозможно узнать характер работы человека, так как профессия на почерке не сказывается. В то же время, ряд исследователей- графологов указывал на то, что особенности деятельности человека находят свой отпечаток в почерке.
Так, К.Ромен полагала, что профессия человека накладывает отпечаток на выработанность письма. Но она фиксировала внимание только на отработанности навыков письма- то есть, часто или нет человеку приходится писать, а если приходится, то в каких условиях.
Согласно наблюдениям Д.Зуева- Инсарова, во время прохождения военной службы у военнослужащих как правило исчезает украшенность письма, что объясняется условиями казарменной жизни. Вторым примером влияния деятельности на почерк, Д.Зуев- Инсаров приводит наблюдение, согласно которому на лиц, страдающих нервным растройством, успокаивающе действуют ежедневные упражнения в письме.
А.Ф.Лазурский писал: "...не подлежит никакому сомнению, что различные профессии в различной степени затрагивают те или иные основные способности и склонности человека". (Лазурский А.Ф., 1925).
Зуев- Инсаров писал: ”долголетнее занятие определённоё профессией должно отражаться и на почерке. Например, имеют нечто общее почерки врачей на рецептах. Образность представлений. творческая фантазия, присущая людям творческого склада, выражается в стилизации, фигурности рисунков букв. Математики привыкают к писанию формул, и в их почерке некоторые буквы совершенно напоминают алгебраические знаки и т.п. Таким образом, очевидно, что почерк человека является индикатором его внутреннего состояния, его привычек и и образа жизни».
Мы можем заключить, что почерк существенно отражает общий стиль поведения человека. В почерке человек подсознательно "отрабатывает" собственный паттерн поведения, которому он следует. В почерке может быть зафиксировано то, что человек "приобретал" в личностном плане в течение жизни. Здесь отражено его отношение к деятельности, к людям, которые читают этот почерк, отношение к себе.

Из предполагаемых и пока не получивших дальнейшего распространения в графологии мы можем назвать следующие гипотезы:

11. Связь почерка и национальности. (И.Ф.Монгенштерн).
Представляет интерес предположение Монгенштерна о различии почерков по национальностям. Он писал: "...каждый народ вкладывает в почерк свою душу, свои идеалы и стремления. Легкость и непостоянство французской нации, суровость и угловатость германца, солидность и практичность англичанина, эстетический , изысканный вкус итальянца, косность китайца, широкая открытая душа русского, - все это находит себе яркое выражение в их манере писать, и опытный глаз наблюдателя безошибочно по почерку угадывает национальность и происхождение писавшего".
Изучив историю развития речи и письма у разных народов, Моргенштерн обращается к особенностям почерка каждого из них и пытается исторически проследить, в какой мере характерные особенности каждого из этих почерков зависят от развития и национальных особенностей каждого народа.

12. Влияние социального времени (исторической эпохи) на почерк. (Д.М.Зуев- Инсаров).
Представляет интерес инсаровская идея о том, что почерк должен меняться в зависимости от социального времени. Он писал: ”Почерк человека меняется в зависимости от эмоционального и физического его состояния. Мы можем предположить, что почерк также изменяется и в зависимости от нахождения в состоянии неизвестности и напряжённости, которое порождает наше время.
Мы аргументируем это положение тем, что всякое сколько- нибудь существенное изменение окружающих условий и влияний неизбежно отражается на общем складе личности и в силу этого- на почерке. Причём если подобное изменение окружающих условий и влияний является общим для отдельной группы лиц или целого народа (голод, война, революция), то не будет ничего удивительного, если оно найдёт определённое отражение и в общем характере письма.
Для современного Д.Зуеву- Инсарову письма (20- е годы XX века), согласно его исследованиям, была характерна упрощённость, отсутствие украшенности, экономности в движениях. Всё это свидетельствовало о характерных чертах данной эпохи, которые во многом сходны с чертами, характерными для 90- х годов XX века:
• деловитость
• практичность
• расчётливость
• реалистичность
Зуев- Инсаров считал. что своё отражение в почерке нашли и нервные заболевания- как результат войны и голодных лет.
Таким образом, многие исследователи дали свои варианты измерений по почерку, ряд направлений изысканий. В то же время и по сегодняшний день не дано жёстких доказательств связи с характеристикам личности. Следует также заметить, что и по сегодняшний день отсутствует полная и исчерпывающая классификация характеров почерков.


В начало главы
Следующая страница



Hosted by uCoz