Основные методы изучения почерка  

Метод - (от греч . methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Методы изучения почерка в настоящее время используются в следующих областях знания:

Почерк как проективный метод изучения личности пишущего - психология и «журнальная», обыденная психология).
Почерковедческое описание документов (метод идентификации почерков)- криминалистика и юридическая психология.
Почерк как вспомогательный метод диагностики психических отклонений - психиатрия и психотерапия (нозологический метод).

Изучение особенностей почерка в медицине- а именно в психиатрии и психотерапии- по ряду причин оказывается в нашей стране направлением будущего, которое ещё не имеет сложившейся теории и практики. В то же время, опыт общения со специалистами- врачами (психиатры, невропатологи, психотерапевты) показывает большую заинтересованность их в разработке таких методов.

В настоящее время наиболее оформлено в научном плане почерковедение (судебное почерковедение).

Наиболее незащищённой в плане критики оказывается графология.

Важно, что в каждой из таких областей знания, как медицина (психиатрия и психофизиология), криминалистика и психология, предлагались свои методы исследования почерка.

За всю историю графологического знания, исследователями применялись чаще всего следующие методы анализа почерков:

Графология как проективный метод интерпретации почерка
Большинство известных в настоящее время графологических систем интерпретаций почерков являются по своему содержанию проективными.

Графологическая система- набор параметров почерка, подробно описанных, имеющих интерпретации связей особенностей написания и черт личности.

Параметр- особенность написания, часто встречающаяся в современных почерках и связанная с определённой моделью поведения.

Графологические системы интерпретации почерков возникли гораздо раньше проективных клинических тестов. Первоначальная их сфера применения часто касалась области криминалистики или бытового социального взаимодействия. Психологическими графологические системы стали лишь тогда, когда графология стала связана с медициной (середина XIX века).

Главной особенностью графологической системы является её субъективность и зависимость от опыта интерпретаций автора. Следовательно – это проекция пишущим своих особенностей на почерк. И в определённой степени, проекция интерпретатора почерка.

А.А.Леонтьев писал: «В графологии была сделана попытка связать графику письма с некоторыми чертами личности пишущего. Стремление это намного опережало научное обоснование подобной связи, превращая графологию в технику толкования психических особенностей пишущего по почерку, чрезвычайно произвольную и субъективную».

Да, стремление это порой опережало научное обоснование связей между чертами личности и почерком, строясь часто на интуиции.

Но то же время, нельзя отрицать того факта, что на протяжении длительного времени в графологии происходило соотнесение моделей поведения и личностных черт испытуемого и почерка.

Попытки графологов связать имеющиеся параметры почерка в общую картину близки по своим функциям (нахождению симптомов по почерку, определение причин, вызвавших такое написание, отнесение испытуемого к определённому типу личности и прогнозирование его дальнейшего поведения) типологическому психологическому диагнозу по А.А.Невскому и Л.С.Выготскому (1936).

Итоги диагностического исследования должны быть представлены в объясняющих понятиях, т. е. описываются не результаты, полученные с помощью конкретных методик с привлечением специальной терминологии, а их психологическая интерпретация.

По Л.С.Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять "внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития".

Итак, мы можем утверждать, что диагностика по почерку близка к постановке типологического психологического диагноза. В то же время, такая диагностика нуждается в дополнительном подтверждении при помощи высокоформализованных тестов. Это связано с тем, что почерк остаётся именно проективной методикой.

Диагностика по почерку является психодиагностическим методом, первоначально оторванным от общей теории психологии. В то же время, в качестве проективного метода диагностики личности графология представляет особый интерес в силу того, что испытуемый не должен предъявлять экспериментатору ничего дополнительного, кроме своего почерка. А почерк мы часто можем анализировать и вообще без участия испытуемого. Таким образом, снижается внутреннее напряжение у испытуемого, связанное с осознанием того, что с ним проводится психологическое тестирование.

Главным достоинством графологии явился набор интерпретаций почерков испытуемых. Сама интерпретация почерка является разновидностью проективных методик, и по классификации Л.Франка относится к экспрессивным проективным методам.

Л. Франк не рассматривает проективные методики как замену уже известным психометрическим. Назначение этих методик — исследование «идиоматичной» внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта.

Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик:

1) так называемая неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;

2) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проек­ции личности, не ограничиваемой социаль­ными нормами и оценками;

3) проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а свое­го рода модус личности в ее взаимоотно­шениях с социальным окружением.

В отношении почерка мы можем констатировать:

1). В почерке как правило либо не даётся испытуемому никакого задания вообще (случай диагностики личности по образцу почерка), либо даётся просьба написать несколько строчек обычным почерком и почерком, когда нужно торопиться, а также нескольких вариантов подписи.

2). Графологическая экспертиза не связана с общей оценкой почерка испытуемого, больше внимания уделяя параметрам почерка. Ипытуемый не знает принципов интерпретации почерков, и, следовательно, не может заведомо исказить информацию о себе посредством почерка.

3). Базовая функция почерка- передавать информацию от человека к человеку (интерактивная функция), следовательно, любое изменение в почерке, связанное с невозможностью эту информацию распознать читается как проблемы или нежелание взаимодействовать с социумом.


Таким образом, важными особенностями диагностики по почерку являются:

1. тактическая ценность получения информации, которую из- за динамического стереотипа (сформированного у пишущего индивидуальных и относительно устойчиво выработанных признаков почерка, которые запечатлеваются в рукописных текстах и подписях) испытуемый не может исказить.

2. получение информации о личностных чертах испытуемого без его тестирования и непосредственного присутствия только по образцу (образцам) почерка.

3. проективная техника интерпретации почерка, в определённой степени зависимая от опыта и принадлежности к определённой графологической школе экспериментатора.

4. необходимость подтверждения результатов графологической диагностики по личностным высокоформализованным методикам.

Также необходимо сказать о ещё одной важной особенности проективных методик.

Для овладения техникой работы с проективными методами требуется много времени, поскольку в некотором смысле эта процедура требует, наряду с высокой профессиональной квалификацией, творческого, эвристического подхода к каждому случаю, что приходит с опытом работы.

Соответственно, при обучении диагностике по почерку необходим опыт, набираемый на протяжении определённого времени - всё зависит от интенсивности занятий графологией. Если овладение теорией графологии занимает в среднем порядка недели- полутора недель (при условии ежедневных занятий), то овладение умением интерпретировать почерки требует гораздо большего времени- как правило, не менее полугода. Обучение технологии интерпретации толкования случайных форм (Пятен Г.Роршаха» занимает не меньше четырёх лет.

Говоря о истории использования проективных методик в России, нужно помнить, что она началась лишь (!) в конце 60- х г.г. Тогда было принято написание «прожективные» тесты. В советской, а позднее в психологии стран СНГ, проективные методики, за исключением теста Люшера и отдельных рисуночных тестов, не нашли широкого распространения. Вероятно, это в первую очередь связано с отсутствием традиций, складывавшихся за рубежом не один десяток лет, а также известной сложностью работы с этими методиками. В то же время существующее сегодня разнообразие сфер применения проективных методик, участие в посвященных им конгрессах и семинарах специалистов со всех континентов, накал теоретических споров, говорящих о живом интересе к этой области психодиагностики, все это позволяет предположить развитие данного направления исследований и в СНГ. (Л.Ф.Бурлачук. Психодиагностика).

Интерес к графологии, как именно проективному методу психодиагностики также достаточно большой. Но по- настоящее время в России не сформирована ни одна графологическая психодиагностическая школа. Поэтому следует говорить о ближайшей перспективе создания таких школ психодиагностической интерпретации почерков в России и странах СНГ.

Наконец, именно в настоящее время наметилось определённое пересечение интересов к почерку у психодиагностов и психотерапевтов.

Таким образом, графология как проективный экспрессивный метод в психодиагностике представляет достаточный интерес в среде специалистов и любителей, но по настоящее время ещё не имеет подробной разработки.


2. Биографический метод (сопоставление биографии и почерка известных людей).
Данный метод исследования почерка наиболее интересен и также часто критикуется сомневающимися. Достаточно велик интерес к историческим личностям и всему, что с ними связано. Не миновал такой интерес и почерка. Особенно, его динамики по мере развития исторических событий. Так, известны сопоставления почерков разных периодов Наполеона, Гитлера, Сталина и т.д.

Достаточно велик интерес к изучению почерков известных людей. И всегда велик соблазн найти точки соприкосновения между почерком и биографией.

Описание биографий исторических деятелей и их связи с почерком известных людей явилось излюбленным методом многих графологов (К.Ромен, И.Ф.Монгенштерн, В.Маяцкий, Д.М.Зуев- Инсаров). В то же время, следует сказать, что это наименее доказательный метод, так как биография человека и его особенности заранее известны, и их достаточно легко связать с теми или иными характеристиками почерка.

В то же время необходимо заметить, что данный метод является своеобразным лонгитюдным исследованием личности изучаемого исторического персонажа.
Недостаток его в том, что мы как правило, имеем дело при изучении биографии испытуемого с воспоминаниями, мемуарами, кинохроникой. Практически исключено, что изучаемый нами исторический деятель проходил психодиагностическое тестирование. Так что остаётся лишь изучение почерка в соответствии с графологической системой, в русле которой обучался графолог, и сопоставление данных почерка с биографическими данными.

Биографический метод изучения почерка чрезвычайно интересен для профессиональной подготовки специалиста в области графологической диагностики. И в то же время, из- за своей субъективности, он довольно сильно подвержен критике со стороны других специалистов.


3. Нозологический метод. Изучение почерков душевнобольных или людей с заболеваниями

Важным явилось то, что знания о почерке, изменявшемся при аномалиях развития людей, можно было применять для диагностики психических заболеваний, а также для диагностики напряжённости.
В то же время, этот метод требовал знания психических заболеваний и умения их диагностировать. А это означало, что данный метод был доступен прежде всего практикующим врачам, а не графологам.

Возникнув в середине XIX века, нозологический метод в настоящее время крайне редко и мало используется в психиатрии при очевидном интересе врачей в получении дополнительного способа получения информации о пациенте.


Из методов анализа почерка наиболее доказательными и точными явились:

4. Суггестивный метод (применение гипноза для определения изменений и закономерностей в почерке)
Впервые в истории графологии Д.М.Зуевым- Инсаровым и В.Срезневским был применён гипноз. До него, заключения графолога о том или ином почерке носили больше прогностический характер и в большей степени зависели от опыта графолога. В то же время, была проблематична проверка высказываемых графологом гипотез и заключений.

В конце XIX – первой половине XX века были проведены опыты с изменением личности, а в связи с этим и почерка, под влиянием гипнотического внушения. Мы можем назвать эксперименты В. Срезневского и Д.М.Зуева - Инсарова.

Так, в опытах Зуева- Инсарова было доказано, что почерк человека меняется в зависимости от возраста (опыты с введением испытуемых в гипнотическое состояние с дальнейшим внушением им определённого возраста, что существенно отражалось на почерке).

При помощи гипноза удалось доказать закономерности написания почерка у людей с определёнными акцентуированными личностными чертами. В то же время, Зуев- Инсаров нигде не упоминает, какой именно он применял гипноз.

В 1952 году вышла книга М.М.Сусловой и Ф.П.Майорова «Гипнотические опыты с внушенными возрастами. Труды Института физиологии имени И. П. Павлова», где описывались опыты с почерками Д.М.Зуева- Инсарова.

В дальнейшем, Л.Б.Филонов применял гипноз для изучения особенностей почерка испытуемых в том или ином внушаемом состоянии. В результате, им были подтверждены результаты Д.М.Зуева- Инсарова и В.Срезневского.


5. Корреляционно- статистический метод. Применение корреляционного анализа для изучения почерков

Впервые В.Берлов применил корреляционный анализ связей между графологическими и морфологическими оценками индивида. Это было применение корреляционного анализа почерка для изучения особенностей поведения шизотимиков и циклотимиков
Так, им было установлено, что существует высокий коэффициент корреляции, особенно в оценке соотношения личности с социальной средой, которые являются чрезвычайно важными компонентами общего поведения человека.

Корреляционный анализ применяется как правило уже не в графологии, а в графометрии. Графометрия включает в себя набор точно измеряемых и коррелируемых с другими методиками или физическими параметрами характеристик.
Это прежде всего и


ИССЛЕДОВАНИЯ Графологического общества



Hosted by uCoz