Графология в 80- 90 г.г. XX – 00 г.г. XXI в.в.  

К сожалению, в период 80- начала 90-х годов в СССР выходили лишь отдельные выжимки из графологических книг, да и то часто без указания автора. В большинстве своём это были выжимки из книги Д.М.Зуева- Инсарова. Также периодически попадались таблицы графической экспертизы, но действительно новых книг по графологии не было.

Появились репринтные издания книг И.Ф.Моргенштерна и Д.М.Зуева- Инсарова.
Конец XX- начало XXI века ознаменовался возрождением интереса к графологии. Так, стали появляться книги, имеющие авторские подходы и концепции, а не компиляцию из дореволюционной литературы и книг 20- 30-х г.г.

В 1998 году вышла переводная книга Дороти Сара «Тайны почерка: как по почерку определить черты вашего характера». Достаточно интересен вопрос, поставленный Дороти Сара- чего нельзя определить по почерку?. Увы, прочтя эту книгу можно начать сомневаться в очевидном, и, кроме динамических характеристик личности ничего не определить.

В этом же году выходит книга узбекского графолога О.К.Наджимова «Как узнать характер человека по его подписи или Практическая графология». Книга построена на классических графологических принципах интерпретации подписей. Впрочем, в книге есть и восточный колорит, который необходимо уточнить. Так, О.К.Наджимов пишет о «степени щедрости человека» или «транжиростности", экономности и скупости. «Можно даже узнать - в какой период человек более щедрый: когда только получает деньги или позднее, а также в какой преимущественно сфере - интеллектуальной или материальной - это зависит от того, в каком участке подписи расстояние между буквами больше, в начале или в конце». Судя по- всему автор имеет в виду тенденцию к растрате энергии. Ещё одним моментом является возможность по системе О.К.Наджимова определять заболевания внутренних органов по подписи, к чему вынужденно приходится относиться крайне настороженно, так как это- тема отдельного научного исследования, а по книге О.К.Наджимова всё слишком просто диагностируется.

В 2004 году выходит книга Грифона «Эклектика эндемика: [Введение в графологию]: Графология & эссе». Книга имеет несколько линий- серьёзная научная база сочетается в ней литературными экскурсами. Но главная черта книги- индивидуальность.

В 2005 году появляется книга украинского диагноста и графолога Владимира Тараненко «Почерк, потрет, характер. Скрытая психодиагностика в практическом изложении». В.Тараненко предложил стройную и логичную графологическую систему, отличающуюся именно хорошим психодиагностическим языком.

В 2004 и 2005 г.г. выходят книги петербургского психолога Ильи Щёголева «Тайны почерка» и «16 типов личности- 16 типов почерка». Графологическая система И.Щеголева создана на основе методов анализа почерка итальянского графолога и профессора судебной медицины С. Оттоленги. Свою графологическую систему И.Щеголев сопоставляет с типологической системой, созданной ученицами К.Г. Юнга, К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс. Увы, обе книги отличает сугубо популярный стиль повествования и небольшое количество диагностического материала.

Таким образом, по настоящее время в нашей стране чётко обозначены три базовых направления изучения и работы с почерком:

Почерк как проективный метод изучения личности пишущего (психология и «журнальная», обыденная психология).
Почерковедческое описание документов (криминалистика).
Почерк как вспомогательный метод диагностики психических отклонений (психиатрия и психотерапия).

По настоящее время графология находится на полу- легальном положении.

Как система интерпретаций она уязвима из- за того, что каждый графолог интерпретирует почерк часто в зависимости от собственного опыта. Отсюда часто сложно говорить о объективности. А объективность является одним из требований науки.

Как проективный метод в психодиагностике она работает, но сейчас крайне мало психологических исследований о связи почерка и моделей поведения личности и прогнозирования поведения человека. А то, что есть- недостаточно систематизировано.

Как метод идентификации почерков система описания почерка действует, но слишком мало возможности даёт для интерпретации почерка и требует слишком много времени на обработку.

Как метод диагностики психических отклонений почерк, при всех очевидных преимуществах практически не используется ввиду отсутствия научной школы его интерпретаций. Единственная, похожая на такую школу- попытка О.Наджимова связать почерк с состоянием здоровья. Но в его книге не описываются статистические данные о корреляциях между особенностями подписи и определёнными заболеваниями, что позволяет сделать вывод лишь о условности такого подхода.

Наконец, в литературе стали довольно часты спекуляции на имени графологии- как- то- «журнальные», глянцевые опросники по почерку, попытки связать почерк с астрологией, сексуальностью и пр. Эти явления ведут к дискредитации графологии, как раздела научного знания.



Hosted by uCoz