История графологии в Советской России  

Построение нового советского государства естественно коснулось и графологических исследований.
20- е годы были для графологии, равно как и для всей психологии, десятилетием экспериментов и новаторства.

Почерк и габитус Прежде всего стоит назвать ученика В.М.Бехтерева, проф. Р.И.Черановского. Известно, что по образованию он был психофизиологом. Увы, после его статьи «Строение тела и моторика». (В сборнике «Вопросы науки о поведении», 1927) и упоминаний о его исследованиях Д.М.Зуева- Инсарова, больше никакой информации о его дальнейшей судьбе нет.

Р.И.Черановский взял за основу исследование Эрнста Кречмера, нашедшее отражение в книге «Строение тела и характер», согласно которому существует прямая связь между габитусом (телосложением) и характером. (Кречмер Э. Строение тела и характер. - М., 1995).

Кречмер выделил главных типа строения тела:
астенический.
атлетический.
пикнический.
Четвёртым был диспластический тип (врождённые нарушения телосложения).

Каждому из них соответствуют определённые особенности характера.
Продолжая исследования Э.Кречмера, Р.И.Черановский исследовал почерк у представителей различных конституций (габитусов), и установил, что:

1. почерк пикника резко выделяется округлостью вершин, плавным характером переходов изгиба к изгибу и характеризуется сравнительно малым числом изгибов. Почерк пикника характеризуется отсутствием отдельно выведенных букв, а слово представляет собой одно слитное, плавное целое, состоящее из одной- двух сложных кривых линий, буквы равномерны по величине, форме и наклону, закруглены. Общее впечатление лёгкости, непринуждённости, плавности письма, отсутствие микрографии. Отмечается сходство почерков пикников между собой. (Черановский Р.И., 1927).

2. у атлетоидов и астеников, объединяемых согласно Э.Кречмеру некоторой общностью свойств темперамента, кривые, наоборот, имеют резкий угловатый характер, вершины этих кривых вытягиваются и виден резкий переход от одного взмаха к другому.

3. почерк астеника отличается разделённостью слова на несколько частей, на буквы или части букв, между собой не соединённые. Также в почерке астеника присутствует некая «детскость», неуверенность почерка. Наконец, «окаменелость почерка»- его неизменяемость при эмоциях и скорости письма.

4. атлетоид отличается от двух перечисленных типов большей вариативностью написания в зависимости от роли, которую он выбирает для себя. В зависимости от играемой роли почерк может меняться (большая лабильность мышления и адаптивность). (Черановский Р.И., 1927).


Почерк и движение
В 20- е годы Н.А.Бернштейн начинает проводить опыты, подобные исследованиям В.Прейера.

Последний проводил исследования по моторной связи написания букв с головным мозгом, заставляя испытуемых писать ртом, локтем, коленями, кистью руки, подбородком, головой. Прейер установил, если человек потерял правую руку и вынужден использовать левую или даже ногу или рот, основные признаки почерка сохранятся, хотя письмо и не будет столь беглым. ("Почерк и характер", 1894).

Н.А.Бернштейн сажал испытуемого на стул, стоящий на усыпанной песком поверхности, и просил его писал большим пальцем на песке или прикреплённым к пальцу куском мела на горизонтально положенной доске или на полу; с первого взгляда бросалась в глаза тождественность письма, воспроизведённого рукой или ногой. (Н.А.Бернштейн, «О построении движений», 1947).


Последняя советская графологическая система
В 1927 и 1930 г.г. выходит книга Д.М.Зуева- Инсарова «Почерк и личность». Книга в равной степени интересная и противоречивая. Следуя классикам графологии, в книге проводится анализ почерков известных деятелей советских политики и искусства того периода. В книге много ссылок на исследования в СССР и других стран. Наконец, графологическая система Д.М.Зуева- Инсарова осталась практически единственной, работавшей в практике интерпретаций ещё в 80- 90- е годы XX в.

Д.М.Зуев- Инсаров применял корреляционно-статистический метод и систему формальных признаков почерка.

Он установил связи между графологическими признаками и характеристиками эмоционально-волевой сферы, а также сферы отношений человека с социальной средой.

Д.М.Зуев-Инсаров также исследовал письмо под гипнозом, во время которого были проверены известные на тот период (20- е г.г. XX в.) графологические законы. Его работы являются той основой, на которой строят свои исследования современные графологи на постсоветском пространстве.

Достаточно интересны упоминания Дмитрия Митрофановича о своих опытах с гипнозом.

В опытах Зуева- Инсарова было доказано, что почерк человека меняется в зависимости от возраста (опыты с введением испытуемых в гипнотическое состояние с дальнейшим внушением им определённого возраста, что существенно отражалось на почерке).

В этих опытах были проверены ряд психологических законов, например, избранного для этого человека приводили в гипнотическое состояние и последовательно внушали. что он хитрый, скрытный и т.п., в то же время заставляя его писать под диктовку. Результаты оказывались следующими: почерки в каждом случае получались разные, совсем не похожие на почерк данного субъекта в нормальном его состоянии и соответствующие существующим графологическим признакам, например, свойство скупости в почерке характеризуется сжатым письмом, в котором одна буква ложится на другую, поля почти отсутствуют или очень малы, как бы для того, чтобы на небольшом пространстве поместить как можно больше; осторожность, недоверчивость проявляется в данных горизонтальных штрихах, особенно в конце строк, а также до или после подписи, как бы заполняющих остающееся место для края листа бумаги. Признаки решительности, инициативы и предприимчивости появлялись в почерке гипнотизируемого субъекта, если ему внушали, что он Наполеон, хотя бы человек не имел в характере таких качеств.

Испытуемых также возвращали к тому детскому возрасту , в котором они только начинали учиться, и почерк в связи с этим мгновенно менялся, становился неуверенным, человек уже не писал, а с трудом вырисовывал букву за буквой. Почерк развёртывался, как кинолента, и точно соответствовал почерку того периода жизни, в который был возвращён автор. Так же реагировал почерк и на последовательное (внушённое) повышение возраста: письмо становилось увереннее, рисунок принимал уже более определённыё характер.

Увы, нет упоминаний, какой вид гипноза Зуев- Инсаров применял.

Д.М.Зуева- Инсарова можно по праву назвать последним советским классиком графологии (именно графологии). О нём есть упоминания в книге А.Рыбакова в «Детях Арбата».


Графология в СССР в 30- 60 г.г.
В 1936 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в сфере Наркомпросов», признавшее антинаучными такие разделы научного знания, как психотехника, педология и психодиагностика.
Графология оказывается также под угрозой удара, который произойдёт только в 1940 году, когда её признают лженаукой.

Однако, в 40- е – 50- е г.г. о своевременности и насущности потребности в научном изучении графологии в СССР высказывалась Государственная психоневрологическая академия, в Советском Союзе. Но, за исключением работ Д.М.Зуева-Инсарова, комплексные исследования в области графологии практически не проводились.

Это вызвано тем, что в годы сталинизма она была объявлена ненаучным, реакционным направлением буржуазной теории. Как идеалистическое по сущности и реакционное по политической направленности буржуазное течение графологию отвергали отдельные советские криминалисты. Вот определение графологии того периода- графология широко используется буржуазной юстицией для оправдания произвола и беззакония, для борьбы с коммунистами и другими прогрессивными людьми буржуазных государств...".

Таким образом, до 40- х г.г. XX века проблема почерка рассматривалась в следующих направлениях-
1. Почерк в медицине - Р.И.Черановский (почерк и телосложение)- продолжение исследований Э.Кречмера.
2. Почерк в психофизиологии – Н.А.Бернштейн (связь почерка с движением)- продолжение исследований В.Прейера.
3. Почерк как система интерпретации особенностей личности-Д.М.Зуев- Инсаров.

Самая незащищённая часть графологии- её зависимость от опыта и интуиции графолога, ставящяя её в один ряд в проективными диагностическими техниками, не могла не быть замеченной критиками.

Впрочем, у графологии была и другая её часть – подробное и качественное описание всех параметров для идентификации почерка. Ею больше занимались в криминалистике.



Hosted by uCoz