Историческое описание формирования графологических знаний в России  

Название науки "графология" (от греческого grapho- пишу, logos- учение) впервые встречается лишь в 1871 году в сочинениях аббата Фландрена. В то же время известно, что графологические знания упоминались во многих документах древности (Нерон, Светоний, Конфуций).

Одновременно с Фландреном графологией занимался швейцарский пастор при церкви Св. Петра из Цюриха, философ и поэт Иоганн-Гаспар Лафатер. Он занялся изучением почерков наряду с изучением физиогномики. Наблюдая различные движения и сгибы руки и пальцев при писании, Лафатер изучил составные части букв, их форму, округлость, высоту, ширину, положение и связь одной буквы с другой, расстояние между ними и строчками, прямое или наклонное положение букв, опрятность письма, легкость или грубость почерка.

Но Лафатеру не удалось выработать прочных оснований, законов новой науки, и все его труды ограничились лишь общей обработкой этого вопроса.

В силу довольно большой истории графологии за рубежом, остановимся именно на истории отечественной графологии.

Важно, что Лафатер переписывался с юным Н.М.Карамзиным и даже подарил ему в 1789 году свою книгу «Человеческое сердце». В своих «Письмах русского путешественника» (1801) Н.М.Карамзин описывает события августа 1789 года, когда он в течение более двух недель непосредственно общался с Лафатером. Известно также, что Карамзин увлёкся изучаемыми Лафатером графологией и физиогномикой. Но, увы, ни во что серьёзное кроме увлечения это не вылилось.

И история графологии в России ещё (ровно) сто лет, до 1889 года, будет ждать своего зарождения.

В России графология развивалась по своим законам и довольно своеобразно.

В 1889 году в России, в Одессе, издана книга Анри Варинарда «Графология в семи уроках». Этот труд был первым в России, посвящённым графологии.

В 1899 году в Петербурге переводится и издаётся книга Чезаре Ломброзо «Графология».

В промежутке между этими переводными книгами, в 1894 году, в Риге издаётся первая в Российской Империи книга отечественных авторов по графологии. Это знаменитая в своё время «Графология или учение об индивидуальности письма» Н.Д.Ахшарумова и Ф.Ф.Тишкова.

До выхода в свет в 20- е годы книги Д.М.Зуева- Инсарова она останется основной при подготовке отечественных графологов.

В 1903 году выходит книга поэта от графологии И.Ф.Моргенштерна «Психографология или наука об определении внутреннего мира человека по его почерку» (книга эта получила вторую жизнь в виде репринта в 90- е годы XX века). В 1910 году ещё одна его книга «Внутренний мир в почерке у псевдолюдей». Монгенштерн под словом графология понимал ту часть психологии, которая занимается изучением соотношений между почерком человека и его индивидуальными психологическими особенностями, называемыми характером. Почерк согласно ему есть выражение на бумаге движений руки, причем в каждом очертании, закруглении, штрихе буквы проявляется индивидуальность человека, его характер, какие-либо определенные черты, присущие только этому человеку. И.Ф.Моргенштерн пытался подвести научную базу под графологическую теорию. По его мнению, психографологический закон может выражаться порой в каком-нибудь единственном штрихе, а простой почерк дает больше материала для изучения, чем усложненный. Практическое применение графологии Моргенштерн видел в розыске преступников, в медицине, особенно в психиатрии и в профориентации.

В 1903 году выходит книга основоположника судебного почерковедения Е.Ф.Буринского «Судебная экспертиза документов, производство её и пользование ею». (Буринский Е. Ф., СПБ, 1903). Именно Буринскому принадлежит первое подробное описание особенностей почерка для установления личности по рукописному документу. Во- многом нынешняя графометрия обязана именно ему.

Судебное почерковедение - область знаний, изучающая почерк и разрабатывающая методы его исследования с целью раскрытия преступлений или установления конкретных обстоятельств по гражданским делам.

В почерковедении определяют почерк как характерную для каждого пишущего систему движений, с помощью которых выполняется рукопись. Формирование почерка, как правило, завершается к 20-25 годам. Несмотря на то, что обучение происходит по единой методике и стандартным прописям, почерк каждого человека индивидуален, так как на него влияют анатомические. психофизиологические особенности и тип нервной системы обучающегося. Важное качество почерка - его относительная устойчивость, в основе которой лежит прочность письменно-двигательного навыка - динамического стереотипа. Динамический стереотип – это сформированный у пишущего набор индивидуальных и относительно устойчиво выработанных признаков почерка, которые запечатлеваются в рукописных текстах, подписях и в которых проявляется индивидуальная совокупность графических навыков.

Благодаря индивидуальности и относительной устойчивости почерка можно установить исполнителя рукописи, подписи, условия, в которых они были сделаны (например, в необычной позе), или состояние (например. тяжело больным человеком): пол и возраст исполнителя.
В 1915 году выходит небольшая брошюра В.Маяцкого «Графология», являющаяся по- существу дайджестом, компиляцией книг Н.Н.Ахшарумова, Ф.Ф.Тишкова и И.Ф.Моргенштерна.

Внесение элементов измерения в исследование почерка в России впервые было осуществлено в Киевском кабинете научно-судебной экспертизы. На съезде управляющих кабинетами научно-судебной экспертизы, происходившем в 1915 г., С. М. Потапов выступил с докладом о разработанном им способе исследования почерка, в основу которого было положено сравнение соотношений между штрихами по линиям, образуемым их верхними и нижними окончаниями в их одинаковых комбинациях. Из доклада следовало, что этот способ применялся в экспертной практике Киевского кабинета научно-судебной экспертизы, который возглавлял С. М. Потапов.

За год до начала смуты, в 1916 году в «Полицейском вестнике» выходит статья графолога М.И.Попялковского «Графопсихологический анализ преступления А.Гилевича». В 1909 году А.Гилевич совершил в Петербурге убийство студента Подлуцкого, в дореволюционные годы это был нашумевший случай. Попялковский поставил задачу определить преступные наклонности человека по почерку. В чём- то эта статья восходит к «Человеку преступному» Ч.Ломброзо.

Наконец, в 1917 году М.И.Попялковский выпускает ещё один труд- книгу «Характеристика Николая II по его почерку».

Таким образом, до революций 1917 года в России сложились два направления графологических исследований:
графологическое
криминалистическое.

При этом, в графологическом направлении можно выделить:

а). изучение графологии как практики интерпретации личности пишушего Н.Д.Ахшарумов, Ф.Ф.Тишков, В.В.Маяцкий, М.И.Попялковский).
б). теория графологии (И.Ф.Моргенштерн, исследователь, поставивший задачу объяснить происхождение почерка и возможности графологии.

К криминалистическому направлению относились судебный почерковеды Е.Ф.Буринский, С.М.Потапов и психофизиолог и графолог М.И.Попялковский.

Обозначившиеся школы работы с почерком в советское время проявятся ещё более контрастно и трагично.



Hosted by uCoz