Виды: 1) зеркальная - то, что хотел бы получить от других (девиз "самодостаточность"); 2) катарсиса - то, что хотел бы сделать другим (классическим проявлением данного вида ретрофлексии является аутоагрессия).
При этом ретрофлексия возникает как адаптивный механизм, который "обучает" человека что-то "удерживать в себе" по законам общества в целях приспособления и адаптации человека в среде.
Невротическая форма ретрофлексии по Перлзу - разделение человека на две части: "собака сверху" и "собака снизу".
Диагностическими параметрами ретрофлексии являются: выражения типа "хочу, но не могу", психосоматика, неудобные позы, мышечные зажимы, монотонная маломодулируемая речь, чувство вины (иррациональное), внутренний критик, в речи наличие возвратных частиц "каюсь", "винись" и т.п.
В почерке ретрофлексия будет проявляться в: «хвост мазохиста», накрутках, почерк будет скорее мелкий или средний, повышенная ранимость, «третье ушко», штриховка и перечеркивания.
Как правило, существует определенная сцепка защитных механизмов, т.е. при «исчезновении» одного защитного механизма резко проявляется другой (парный) защитный механизм. При этом наиболее предпочтительным является наличие всех защитных механизмов личности, т.к. это является показателем развития адаптивных способностей человека, возможности использовать им различные особенности поведения.
Обычно перечисленные защитные механизмы сочетаются так:
рис.1 «Сцепка защитных механизмов»
Перечисленные выше защитные механизмы являются основными, далее мы перечислим дополнительные защитные механизмы, которые не являются характерными особенностями личности любого человека, и не являются такими же адаптивными, как основные.
5. Дефлексия (предложена Польстерами) - состоит в уклонении от контакта и перенесении переживаний в промежуточную зону умственных процессов (мысли, фантазии или мечтания), т.е. в зону не связанную ни с внешней реальностью, ни с реальностью внутреннего мира. Речь также идет о бегстве от "здесь и теперь": в воспоминания, проекты, абстрактные рассуждения и т.д., что Перлз считал "интеллектуальной мастурбацией" ("mind fucking") или "чушью собачьей" ("bullshit").
Почерк будет характеризоваться наличием своей кодовой системы, обилием «лишних» элементов, бантиков, возможны «хвост дипломата», «третье ушко».
6. Профлексия - (термин, предложенный Сильвией Крокер) - смешанная форма защиты, соединяющая в себе проекцию и ретрофлексию. Возникает, когда клиент делает другому то, что он хотел бы получить для себя.
В почерке, соответсвенно, будут присутсвовать параметры, характерные как для проекции, так и для ретрофлексии, при этом «судья» в данном случае будет «белым».
7. Эготизм - (описана Гудманом) - искусственная гипертрофия ego-функции, ведущая к усилению нарциссизма и принятию личной ответственности, способствующая развитию автономии. Для такого человека характерно ощущение полной самодостаточности (крайнее проявление ретрофлексии), холодность и отстраненность.
Индикаторы: консерватизм, боязнь всего неожиданного, спонтанного, боязнь сближения, страх прикосновений, "уход в теорию" по поводу своих переживаний, в психотерапии склонность дирижировать своим сеансом, преувеличенная независимость.
Могут присутствовать следующие параметры почерка: закрытый нижний регистр, гребенка, одинаковое расстояние между словами, обилие переносов на странице, резкость написания, вероятно, левый наклон, злопамятность и ранимость.
8. Девалидизация - обесценивание. Возникает, когда человек не хочет брать на себя ответственность за неудачи и таким образом не признает и собственные успехи (запрет быть успешным), тем самым полностью снимая с себя ответственность и обесценивая себя.
Индикаторы: обесценивающие суждения, игнорирование очевидных событий или отчуждение своего вклада в результат, забывание очевидно значимых переживаний, событий, вышучивание и самоирония.
Наиболее яркой характеристикой почерка будет «хвост мазохиста», штриховка.
Подводя итог нашей работы можно говорить о том, что проблема соотношения защитных механизмов личности и почерка является, с одной стороны, на настоящем этапе совершенно не изученной, а с другой стороны, ее изучение необходимо для решения следующих практических задач:
1. экспресс-диагностика личности в целях выбора дальнейшего метода психотерапевтического воздействия, который будет наиболее эффективным с данным человеком, а также определение основной проблемной зоны клиента, которая будет являться отражением нарушения баланса и неадаптивным развитием защитных механизмов личности;
2. психологическая профилактика и предупреждение развития определенных «личностных» нарушений и проблем, так, при своевременной диагностике в почерке тенденции к развитию определенных невротических механизмов защиты можно предпринять определенные меры предупреждения их развития. Так, предупредить развитие проблемы гораздо легче, чем ее «устранить».
При этом исследование данной проблемы позволит собрать воедино как практическую диагностику, так и практику психологической коррекции и психотерапии, которые в настоящее время имеют тенденцию к расхождению и обособлению друг от друга. Хотя при этом практически каждый психотерапевт проводит свою психологическую диагностику (пусть специфическую для определенного направления психотерапии), так и любой диагност в процессе проведения психодиагностического исследования проводит некоторое психологическое консультирование клиента.
Также изучение проблемы соотношения психологических механизмов защиты личности и особенностей почерка может способствовать развитию направления графологической психотерапии. Т.е. благодаря связи психотерапевтической практики и графологии возможно более точное определение проблемной зоны клиента, а также коррекция его состояния через изменение написания ряда букв. Также развитие и изучение данной проблемы позволит более точно определить круг психологических проблем клиента, которые можно корректировать с помощью изменения почерка, а какие нет.
Таким образом, можно утверждать, что изучение проблемы соотношения защитных механизмов личности и почерка, имеет большую практическую значимость, а также является точкой соприкосновения двух важных отраслей психологии, таких как психологическая диагностика (в частности, экспресс-диагностика)и психотерапия.
Шеенко Г.А.
член МГО
Психологические защитные механизмы этноса
1. Понятие этнопсихологических защитных механизмов
В настоящее время психологические защиты рассматриваются большинством авторов как индивидуально-психологическая характеристика личности. Однако можно предположить, что существуют определенные психологические механизмы защиты, которые будут характерны для той или иной этнической группы.
Если исходить из определения психологической защиты как системы регулятивных механизмов, которые направлены на устранение негативных, травмирующих личность переживаний, связанных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта, то на этническом уровне психологическая защита будет представлять собой не что иное как способ ликвидации рассогласований между этнической картиной мира и реальностью. В процессе межэтнических контактов люди постоянно сталкиваются с новой информацией, которая может поколебать их этническую картину мира и, как следствие, привести к утрате позитивной этнической идентичности. Тогда срабатывают психологические защитные механизмы, что позволяет избегать деструктивных тенденций и поддерживать целостность этнической системы.
В критической ситуации этнос с хорошо налаженным механизмом психологической защиты может бессознательно воспроизвести целый комплекс реакций, эмоций, поступков, которые в прошлом в похожей ситуации дали возможность пережить ее с наименьшими потерями. Активизация системы психологической защиты этноса - результат взаимодействия осознаваемого и неосознаваемого содержаний этничности при наличии реальной или воображаемой оппозиции в лице другого этноса.
Таким образом, психологическая защита может расцениваться как любое поведение, устраняющее психологический дискомфорт, связанный с низкой самооценкой, тревогой, страхом и т.д. При этом один и тот же защитный механизм может выступать в разных контекстах в качестве как индивидуально-психологического, так и в качестве этнопсихологического. Под этническими защитными механизмами может пониматься лишь такая деятельность индивида, которая направлена на сохранение позитивного этнического образа и, как следствие, на поддержание целостности этнической системы. Любое другое поведение и действия (как на внешнем, так и во внутреннем плане) человека должны рассматриваться в качестве индивидуально-психологической характеристики, даже в том случае, если оно касается его места и деятельности в группе (в частности, в этносе). Так, отказ от этнической идентичности и добровольная ассимиляция являются защитным механизмом конкретной личности, а никак не этнопсихологическим механизмом защиты.
На глобальном уровне средством защиты этноса является вся его культура. Так, например, когда этнодифференцирующих признаков между контактирующими или близкими этносами становится в силу определенных причин все меньше, один из этносов, чтобы избежать ассимиляции, может актуализировать существующие в латентном состоянии традиции.
Одним из самых древних и эффективных защитных механизмов любого этноса является его язык. Исходное свойство человеческой речи – это выполняемая словом функция внушения (суггестия). В древности, чтобы противостоять суггестии и сохранять свою психологическую уникальность, люди уходили на недостигаемые территории. Затем происходило рождение более специфических средств контрсуггестии. Если невозможно вовсе не слышать звуков речи, можно их не понимать, перекрыть фильтром [Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история//История и психология, М.,1971, с.19]. То есть непонимание защищает человека от суггестии. Параллельно появлялись средства «сознательного» непонимания (например, различные эмотивные реакции). Таким образом, контрсуггестия становится непосредственным психологическим механизмом осуществления всех изменений в истории.
Сформировавшись, язык продолжает функционировать как самоорганизующаяся система, и его структура во многом зависит от взаимоотношений этноса с его соседями. Так армянский язык из арабского языка заимствовал 702 слова, из которых в современном литературном языке используется 53. Из турецкого языка в течение веков было заимствовано армянами около 4000 слов, но из них в современном армянском языке не используется ни одно! Таким образом, вражда армян и турок отразилась в языке [Налчаджян А.А. Этнопсихологическая защита и агрессия. Ереван, 2000].
Что бы люди не делали, они должны быть уверены в правильности и справедливости своих действий. Любое действие должно иметь обоснование в психике человека достаточное для снятия тревожности и напряжения. Такое обоснование всегда позволяют дать механизмы психологической защиты, которые всегда являются целесообразными для данного конкретного человека , группы или этноса. Значительное место в межэтнических отношениях и в процессах этнической самозащиты занимает механизм атрибуции - приписывания объекту каких-либо свойств и мотивов. Атрибуция используется этническими группами, в первую очередь, для того, чтобы создать о себе положительное представление, а также приписать отрицательные мотивы противникам. Данный механизм лежит в основе формирования стереотипов.
Частным случаем атрибуции является проекция. Ее суть заключается в проецировании собственных, но неосознаваемых и потому неприемлемых для своего народа, негативных чувств, качеств и особенностей на представителей других этнических групп. Смысл проекции как защитного механизма этноса состоит в том, что отрицательные проекции помогают группе избежать прямого внутреннего контакта с несовместимыми или вызывающими беспокойство и напряжение психическими характеристиками.
Еще одним характерным для этноса защитным механизмом можно назвать символизацию - приписывание всех положительных качеств и намерений, в которых отражаются чаяния и желания большей части этноса, конкретному человеку. Так, сочетание принципа и персоны превращается в символ, ради которого стоит рисковать жизнью. При этом личность исторического деятеля может не обладать нужными качествами, но, если это необходимо, люди приписывают ей нужные черты. Подобная символизация даже не совсем идеальных людей необходима для этнопсихологической самозащиты, усиления положительных аспектов его Я-концепции и идентификации индивидов с этносом. Последняя же часто происходит путем идентификации личности с национальными символами.
Обвинение жертвы также можно рассматривать даже не как отдельный механизм защиты этноса, а как этнозащитный комплекс, который состоит из нескольких механизмов:
- проекция обеспечивает то, что агрессор видит свои недостатки в жертве, вне себя;
- атрибуции обеспечивают приписывание этим людям дополнительных отрицательных качеств;
- в результате происходит дегуманизация жертвы, что облегчает применение к ней самых жестоких и аморальных мер, способов наказания и контроля;
- агрессор заранее пускает в ход рационализации для оправдания того, что произойдет в будущем.
Таким образом, становится «очевидно», что будущая жертва виновата и заслуживает наказания. Так в фашистской Германии при создании образа «еврея» ему были приписаны все отвергаемые нацией человеческие черты и «еврей» стал противоположным, отвергаемым, неприятным и враждебным образом. Этот же образ оказался наиболее опасным для нации, как «отражение» тех отвергнутых черт, которые мешают положительной этнической самоидентификации и самоотношению. Одновременно с этим происходил процесс и формирования образа «идеального немца», что также послужило формированию яркого контраста и противоборства между системами «свои» и «чужие».
В периоды обострения межэтнической напряженности обостряются и психологические защитные механизмы этноса. Повышается избирательность межэтнического восприятия, усиливаются межгрупповые и уменьшаются внутригрупповые различия. В фокусе внимания остается информация, которая подтверждает уже имеющиеся негативные стереотипы, не подтверждающая их информация отбрасывается. Все негативное, что сделали представители своего этноса, автоматически вытесняется (еще один психологический защитный механизм) из сознания, а раз «это сделали не мы», то в этом обвиняется другая сторона (проекция). При этом, механизмы психологической защиты приводят к тому, что сформировавшееся отношение к своему народу как к «жертве» является абсолютно искренним, и поколебать его практически невозможно.
В целом же, необходимо отметить, что защитные механизмы, оказавшись эффективными, закрепляются в памяти людей и в культуре (традиции, ритуалы и т.п.), а их воспроизводство обеспечивает защиту и адаптацию этноса в сходных проблемных ситуациях. Более того, такие комбинации становятся устойчивыми блоками этнического характера, формируют определенную ментальность, и поэтому их раскрытие и описание может стать вкладом в этническую характерологию.
2. Проблема изучения соотношения защитных механизмов этноса и почерка:
Как говорилось в предыдущем параграфе, одним из средств этнопсихологической защиты является язык. При этом, язык как таковой не является защитным механизмом, а в нем лишь отражаются наиболее значимые для того или иного этноса черты, особенности и как следствие, те или иные виды защитных механизмов.
Язык изначально призван выполнять в первую очередь информационную функцию, он служит универсальным способом передачи и сохранения информации (письменность). При этом изначально язык возникает в каждой конкретной этнической группе, а уже затем близкие, прежде всего по территориальному признаку, народности объединяются в более крупные этнические единицы и объединяются их языки. Т.е. изначально язык является отражением или говоря на языке психологических защит проекцией того или иного этноса, той или иной культуры, а затем происходит ассимиляция и смешение различных языков, его первоначальное обогащение (через ассимиляцию), а затем разделение и «отгорождение» языков друг от друга, при этом сохраняются и общие для группы языков признаки.
Так, только в Европе можно выделить три основные группы или «миры»: Романский, Германский и Славянский миры [НИР РФФИ «Использование методов исследования устойчивости сложных систем для анализа условий стабильного развития стран европейского региона»]. Основанием для выделения этих миров служат существенные различия во входящих в них социальных системах. Т.е. основаниями для их сравнения являются:
1. Природная среда и условия ведения хозяйства, как первичный признак и фактор развития любой культуры – изначально существует только Природа и человек в ней, затем возникает естественная потребность адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей (пока еще природной) среды, которая в свою очередь способствует формированию следующих подструктур.
2. Религия – как способ объяснения явлений окружающей действительности, средство снятия тревожности и напряжения при взаимодействии с необъяснимыми на определенном этапе эволюции явлений Природы. В европейском регионе наиболее распространенной религией (и общепринятой) считается христианство в нескольких его вариантах – православие в славянском, католичество в романском и протестантизм в германском мирах. Каждая из данных ветвей христианства является отражением наиболее целесообразных для ее носителей догм и принципов, которые позволяют максимально эффективно адаптироваться к среде, поддерживая основные (наиболее адаптивные и целесообразные) человеческие черты и нормы данного общества.
3. Социальная устойчивость – возникновение малых (а затем и больших) социальных групп, необходимость взаимодействия с представителями своего рода и как следствие возникновение деления группы на подгруппы (стратификация), а соответственно и необходимость упорядоченного взаимодействия, т.е. управления.
4. Экономическая устойчивость – отношения по поводу производства возникают лишь на том этапе, когда появляется разделение труда в группе, появляются излишки производства, которые можно хранить и накапливать – формирование классов «бедных» и «богатых».
5. Система управления (политический аспект) – механизмы управления данной социальной системы, обеспечивающие ее максимальную стабильность во времени и пространстве; выбор наиболее эффективной стратегии управления (директивная, адаптивная системы) и взаимодействия трех элементов политических отношений (центральный орган управления, органы местного управления и объекты управления – народ).
Исходя из данной концепции, можно сделать вывод о том, что первичным для создания любой социальной и культурной структуры являются те климатические условия, в которые этнос помещен. Таким образом культивируются определенные этнические черты и модели поведения, которые закрепляются в языке как средстве передачи опыта будущим поколениям. Те же самые этнические особенности будут закрепляться и в почерке. Здесь важно обозначить тот факт, что почерк – это не статичная система, а наоборот проективная динамическая многоуровневая система. Это означает: 1) почерк – является отражением внутреннего опыта людей во внешнем мире, 2) почерк меняется во времени – как в пределах одного индивида (индивидуальные особенности написания), так и в пределах временных эпох (разные стандарты написания в той или иной временной отрезок истории), 3) анализ почерка должен включать уровень индивидуально-психологических (то, что в почерке характеризует и отличает индивидов друг от друга), социально-психологических (то, что сходно в почерке у определенных социальных групп и отличает их от других – например, профессиональные группы) и этнопсихологических (то, что свойственно этносу в целом) характеристик.
Очевидно, что, несмотря на индивидуальные особенности написания, и стандарты эпохи, сам язык (и письменность) коренным образом не меняется. Таким образом, необходимо выделить те особенности написания, которые характерны для этноса в целом, а затем на основании этого выявить основные этнопсихологические защитные механизмы и сопоставить их с почерками разных этнических групп.
Исходя из этого, можно выделить несколько параметров, которые интересны с точки зрения сравнения и описания этнических групп:
- направление письма (слева направо – принятое понимание «как из прошлого в будущее», справа налево, сверху вниз и т.п.)
- регистры – преобладание в написании того или иного регистра (в английском языке – преобладает верхний регистр, он же несет основную информационную нагрузку, в русском – нижний).
- размер букв
- округлость – резкость написания
- наличие большого количества плоскостей, замкнутых пространств в почерке и т.п.
Все эти параметры в любом случае будут проявляться в стандартах написания того или иного этноса, что невозможно исказить индивидуальными особенностями написания отдельных букв или всего почерка в целом.
Изучение проблемы соотношения защитных механизмов этноса и почерка позволит по-новому рассмотреть и исследовать особенности ментальностей различных народов, что является важным для решения различных практических задач в различных отраслях психологии и других наук (политика, экономика и т.п.), для понимания и оптимизации взаимодействия между представителя разных этнических групп, для изменения и ликвидации межэтнических стереотипов и расовой дискриминации.
|