Психологические аспекты доминирования правого полушария. Шелест В. И.,Забалуева М.В.

Продолжение
Сегодня увеличение стрессогенных факторов (ускорение темпа жизни, рост научно-технического прогресса и т. д.) и «неучтение» личностных особенностей ведет к учащению возникновения неврозов и срывов. На наш взгляд, изучение таких индивидуально-типологических свойств, как функциональная межполушарная асимметрия, помогут предупреждению таких состояний и развитию культуры психогигиены. Мы предполагаем собрать теоретический материал по изучению функций больших полушарий и применить эти знания для исследования почерков.
Исторические аспекты исследования особенностей правого полушария
Изучение особенностей работы полушарий головного мозга можно проследить с периода середины-конца 19 века. В то время правое полушарие расценивалось как «функционально пустое», дублер левого полушария, функции которого и изучались. Однако уже тогда английский ученый Джон Хьюлингс Джексон выдвинул интересную идею: «Если способность к экспрессии локализуется в одном полушарии, то восприятие, как противоположная функция – в другом» [6].
Вероятно, вследствие бедности представлений об особенностях мозга и организации психики, такие проявления функций правого полушария, как леворукость, зачастую расценивались крайне негативно. В 1924 г. в журнале «Русская клиника» доктор А.А.Капустин изучив 44 левши в возрасте от 7 до 17 лет, заключил: “Среди левшей могут быть дети, вполне нормальные во всех отношениях, то есть обладать хорошим физическим развитием и высокой степенью одаренности, но чаще всего (приблизительно в 3/4 случаев) левша все-таки есть дегенерат!” [цит. по кн. «Левши»]
Еще одна причина такого отношения кроется в семантике слова «левый». Во многих языках оно несет негативную нагрузку: является не только синонимом слов "неловкий", "неуклюжий", но и "неискренний", "разбитый", "зловещий", т.е. слов, имеющих, как правило, отрицательное значение. Так, в английском языке синонимами слова "lefthanded" являются не только слова - неуклюжий, неумелый, но и - уклончивый, скрытный, и даже - подлый. Во французском "gauche" - левый, неловкий, неуклюжий, нескладный, нечестный. В немецком "link" - левый, а производное "linkisch" - неловкий[4]. Очевидно, именно поэтому все проявления, так или иначе связанные с левой стороной мира, воспринимаются также негативно.
Переучивание леворуких детей
Настороженность и непринятие всего «левого» привели к тому, что такое явление как леворукость было решено искоренить полностью и всех левшей переучить на правую руку. В итоге переучивание получило широкое распространение и стало причиной психологических и педагогических проблем. Леворукие дети, вынужденные писать правой рукой, почти в 3 раза чаще [7], чем другие дети, обнаруживали:
· Различные неврозы – астенический невроз, невроз навязчивых состояний, невроз страха, истерический невроз
· Невротический энурез
· Невротическое заикание
· Невротические тики
«Левши» при работе правой рукой работают медленно, у них повышена электромиография (напряженность мышц), имеет место учащение ЧСС, повышенное кровяное давление, они часто совершают ошибки [8]. Неудивительно, что у детей, переученных на правую руку, в обучении также наблюдается ряд проблем. Они становятся капризными, плаксивыми, наблюдается стопор при обучении, а почерк, зачастую, непонятный, грязный, «корявый» [3].
Переучивание было распространено вплоть до 80 годов. И хотя попытки заставить леворукого ребенка писать правой рукой можно встретить и сегодня (!), изучение особенностей и многообразия функциональных асимметрий человека помогает разрешить эту проблему.
Психологические особенности леворуких людей
Сразу отметим, что рассматриваем психические особенности левшей согласно классическому подходу разделения функций полушарий, где левое является вербальным, ответственным за переработку символов, аналитическим и т. д. Правое же является невербальным, ответственным за переработку образов, ориентацию в пространстве, интуицию [8]. Хотелось бы добавить, что в найденной нами литературе по проблеме леворукости [1, 3, 4, 6, 7, 8]:
а) приводилось изучение функций полушарий главным образом на материале патологий мозга;
б) нигде не было указано, являлись ли испытуемые лево - или праворукими.
Поэтому мы ставим вопрос об уточнении данных о специализации функций полушарий у леворуких.
Согласно последним данным, правополушарники обладают высокой зависимостью от внешних воздействий – ранимостью, за счет чего и низкой стрессоустойчивостью, но при этом ускоренной адаптацией в новых стрессогенных ситуациях. Характеризуются неустойчивостью, в том числе эмоциональной; более чем праворукие, склонны к депрессиям и психическим заболеваниям [1].
Феномен зеркальности
Согласно данным Т. А. Доброхотовой и Н. Н. Брагиной, леворукие демонстрируют необычные клинические феномены, иллюстрирующие собой формы психической деятельности, реализующейся как бы наоборот в пространстве и времени, если за точку отсчета принять пространственно-временную организацию психической жизни правшей[4].
К одним из таких проявлений относится феномен предвосхищения левшей. В момент его обнаружения левша будто способен к восприятию с помощью органов чувств будущих событий. Будто он видит, слышит или каким-то иным образом чувствует событие, которого еще нет в настоящем времени и реальном сейчас пространстве, а состоится в будущем времени [1].
В нашем исследовании мы предположили, что явление предвосхищения отражается в способности писать зеркально, так как движение справа налево при письме соотносится с движением от будущих событий к прошлым (согласно графологической системе Д.А.Смыслова).
Именно так писал Леонардо да Винчи – справа налево, все буквы развернуты по вертикальной оси на 180 градусов. Если такой текст подставить к зеркалу, он будет выглядеть как обычный.
Изучение зеркального письма мы проводили следующим образом:
1. Мы предлагали каждому испытуемому (обследование проводилось индивидуально) написать зеркально любое предложение.
2. Разъясняли, что представляет собой зеркальное письмо (см. описание по Леонардо да Винчи).
3. Давали наглядный образец – 1-2 буквы, написанные справа налево.
Выяснилось, что способность писать зеркально не связана с наличием зеркальных элементов в почерке. Мы провели эксперимент с зеркальным письмом с 12 из 16 испытуемых. У восьми из них[1] было обнаружено зеркальное письмо, у четырех – нет[2]. В первой из перечисленных групп зеркальные элементы отсутствовали в почерке у двух испытуемых, во второй – поровну (у двоих – присутствовали, у двоих – нет). При этом у одной испытуемой помимо поворота по вертикальной оси (зеркального письма) наблюдался поворот относительно горизонтальной оси. Для того, чтобы прочесть такой текст, его нужно повернуть «вверх ногами». Согласно графологической системе Смыслова Д. А. мы соотнесли такое письмо с переводом фантазии в сферу практического применения, творческим мышлением.
Исследование проявлений правополушарности в почерке.
Определение особенностей работы полушарий головного мозга при помощи графологического анализа почерка проделывается впервые. В связи с доминированием правого полушария мы рекомендуем обучать таких людей техникам релаксации и снятия напряжения, так как они составляют группу риска по возникновению стрессовых состояний (см. пункт «психологические особенности леворуких). В этом заключается научная новизна нашего исследования.
Целью нашей работы является исследование особенностей почерка людей с преобладанием моторной функции левой руки. Первая из задач, которые мы ставили – провести теоретический обзор литературы на тему правополушарной асимметрии. Также необходимо было изучить графологические системы интерпретации почерков (мы фиксировали основные параметры по системе Томилина В. В., интерпретировали по системе Смыслова Д. А.). Далее мы исследовали проявление психологических особенностей правополушарников в почерке и подобрали методики для составления комплексного психологического портрета испытуемых. В завершении мы сопоставили полученные в результате диагностики данные с графологическим анализом почерков.
В процессе исследования мы выдвинули ряд гипотез: почерки людей с доминирующим правым полушарием должны отражать их основные психологические особенности, выраженность и количество параметров почерка, связанных с работой правого полушария должна отражать степень его активности, интенсивность проявления правополушарности в почерке может быть связана с особенностями адаптации к «левополушарному» миру.
Использованные методики:
1. Группа методик, направленных на определение асимметрии: методика функциональной асимметрии Т. А. Доброхотовой – Н. Н. Брагиной, методика Т. К. Чернаенко – Б. В. Блинова, вопросы на самооценку выполнения бытовых навыков Ивана Макарьева, 3 пробы, направленные на изучение особенностей зрительной асимметрии, методика 10 вопросов.
2. Методики, направленные на выявление акцентуаций характера: тест СМИЛ (566 вопросов), опросник Шмишека (88 вопросов).
3. Интеллектуальный тест Равена.
4. Группа методик, выявляющих тревожность и стрессоустойчивость: методика Спилбергера – Ханина, личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора, методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
5. Исследование биографии испытуемого: формализованная биографическая анкета, беседа, нацеленная на выявление проблем, связанных с леворукостью (переучивание, негативное отношение со стороны родителей и т. п.).
Нашу выборку составили 16 человек от 17 до 26 лет, семеро из которых женского пола, девять – мужского, различных специальностей. Все испытуемые были отобраны по признаку леворукости.
В ходе работы мы сопоставили данные по нашей выборке со статистическими данными по леворуким, провели сопоставление анализа почерков с данными по остальным методикам, использовали методы наблюдения и беседы.
Полученные результаты:
По последним данным частота леворукости равна 5% [3,4], однако мы вынуждены заметить, что испытуемых для нашего исследования найти оказалось крайне сложно. Поэтому мы выражаем пожелание уточнить данные статистики.
По А.П.Чуприкову леворукие наиболее часто рождаются в осенне-зимние месяцы [4]. Мы сопоставили эти данные по рождаемости с данными по нашей выборке. Выяснилось, что наши испытуемые не показывают такого четкого разброса: 4 испытуемых родились весной, 5 - летом, 5 – осенью, и 2 – зимой. Мы предполагаем дальнейшее исследование этого аспекта и проверку данных по рождаемости на более большой выборке.
Выяснилось, что все испытуемые имеют преимущественно левый профиль асимметрии (моторной и сенсорной). Мы сопоставили профили с интерпретацией почерка и результатами беседы и пришли к выводу, что, несмотря на преобладание функций левых частей тела и парных органов, за функционирование которых отвечает правое полушарие [4], большинство испытуемых развили и левое полушарие, обладающее инструментальными качествами для выживания. Таким образом, наша выборка была разделена на 2 части: испытуемые с выраженным доминированием правого полушария и испытуемые со слабовыраженной правополушарной асимметрией.
Данные, полученные по методике Равена, распределились следующим образом: у испытуемых, отнесенных нами к группе высокой степени развития правого полушария, наблюдается интеллект выше среднего, у испытуемых, отнесенных к группе амбидекстров (работа и правого, и левого полушарий) разброс данных очень широк – от среднего до очень высокого интеллекта. Поэтому необходимо проверить эти данные на численно большей выборке.
Уровень тревожности у всех (!) испытуемых оказался выше среднего. Данные по методике Холмса и Раге мы сопоставили с параметром «ранимость» в почерке. У большинства испытуемых она присутствует.
В ходе сбора информации почерки испытуемых стало возможным разделить на две группы.
«Типичный» почерк левши; среди 16 исследованных испытуемых с преимущественно левым профилем асимметрии шесть человек имеют такой почерк (исп. №№ 2,5,9,14,31,34, 43)[3].
Учитывая гипотезу, согласно которой представители этой группы обладают наиболее выраженными чертами правополушарников, необходимо выделить определенные параметры или группу параметров почерка, которые могли бы доказать усиление выше перечисленных черт.
общая неровность строк: строки волнообразные или относительно ровные, при условии, что изогнуты нижние линии слов. Обычно этот параметр соотносится с гибкостью мышления. В случае правополушарников вероятна также связь с общей неустойчивостью.
неодинаковый наклон (кроме исп. № 9): в нижнем регистре наклон сильнее разворачивается влево, особенно при усталости (левый наклон или прямой угол). Обычно этот параметр связан с вынужденным отстаиванием своей позиции в некоторых ситуациях. В связи с этим можно предположить, что, находясь в условиях, удобных для людей с доминирующим левым полушарием, правополушарники все же действуют согласно собственной линии поведения. Отсюда вероятно наличие стрессовых ситуаций.
накрутки, в ряде случаев своеобразные (исп. № 14), связанные с изменением направления письма по/против часовой стрелки. Этот параметр означает возвращение к тревожащим ситуациям, а, следовательно, к тревожным состояниям. Человек, перепроверяющий свои действия и возвращающийся к ним, не полностью себе доверяет. На основе этого можно предложить гипотезу о том, что правополушарник может возвращаться к тем действиям, которые не совпадают с общепринятыми «левополушарными» правилами. Если предположить, что это так, очевидно возникновение фрустрирующих ситуаций, связанных с нарушением адаптации.
зеркальные элементы, например, написание буквы «т»; этот параметр просматривается у многих правополушарников независимо от того, в какой группе по нашей гипотезе они находятся. Кроме того, этот он не всегда связывается со способностью писать зеркально (исп. № 2 зеркальное письмо удавалось с большим трудом, зеркальные элементы в почерке присутствуют). Может быть, этот параметр связан с моторикой: так удобнее писать левой рукой.
У испытуемых этой группы также отмечается сходство в выраженности значений по некоторым шкалам MMPI. В частности, это шкалы 9(Ma) – мания и 5 (M/f_f) – шкала измерения мужественности/женственности.
Можно предположить, что мания у правополушарников связана с переизбытком идей (креативность как свойство правого полушария), а также тенденцией не завершать начатое и переходить к чему-то новому. Это можно соотнести с образным типом мышления (образное мышление симультанно: образы возникают мгновенно и быстро сменяют друг друга в отличие от сукцессивного абстрактно-логического мышления, скорость которого соответствует внутреннему произнесению слов).
Повышение значений по шкале мужественность/женственность у правополушарников (три испытуемых мужского пола и два женского) можно связать с увеличением ранимости,



Hosted by uCoz