Калашникова О.А.

Выпускница МРСЭИ, педагог- психолог, Служащая ООПК «Москва» ФСБ РФ



Формирование у леворуких младших школьников восприятия на уроках изобразительного искусства
В последние годы в связи с появлением большого количества литературы, посвященной психическому развитию детей, резко возрос интерес к тем вопросам, которые еще недавно мало волновали взрослых. Появление информации, позволяющей родителям, педагогам и психологам понять, почему возникают у ребенка те или иные проблемы, почему он не такой «как все», способствует стремлению узнавать все больше и больше.
Обсуждения именно детей с наличием фактора левшества предопределена тем, что этот феномен, как правило, воспринимается как необычный и вызывает наибольшее число вопросов. С другой стороны, такие дети действительно могут демонстрировать достаточно экзотическую картину своего развития. Они действительно удивительны и необыкновенны. Наверное, не будет преувеличением сказать, что загадка левшества – одна из интенсивно обсуждаемых и по прежнему таинственных проблем в науках о человеке [с.6] (Семенович А.В.).
Наряду с несомненными находками в изучении леворукости появляются новые факты, открываются новые феномены, и приходится в который раз переосмысливать всю совокупность полученной информации.
Но все же решающим является незнание, непонимание биологических механизмов леворукости, а главное – неприятие многообразия индивидуальных различий наших детей, разнообразия их способностей, склонностей, различия реакций при действии одних и тех же факторов, неспособность и нежелание принять эти индивидуальные особенности как данность, которую не нужно, нельзя переделывать, изменять по своему желанию.
Многим другим, считающим, что леворукость и низкие способности, низкая одаренность, ущербность взаимосвязаны, легко возразить, сославшись на имена известных всем леворуких людей:
- художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пабло Пикасо;
- композиторы Бах, Бетховен, Пол Маккартни, Джимми Хендрикс, Курт Кобейн;
- ученые И.П.Павлов, Джеймс Клерк Максвелл, Исаак Ньютон, Жюль – Анри Пуанкаре, Альберт Энштейн, Жорес Алферов, Святослав Медведев, Льюис Кэролл;
- писатели Николай Лесков (автор «Левши»), Владимир Маяковский, Льюис Кэролл
- полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон, Жанна д Арк;
- президенты Авраам Линкольн, Бенджамен Франклин;
- актеры Чарли Чаплин, Мэрлин Монро, Вупи Голдберг, Мила Йовович, Джулия Робертс, Дэвид Духовны, Кеану Ривз, Галина Бокашевская;
- телезвезды США Тэд Коппел, Опра Уинфри;
- известные теннисисты Джон Маккинрой, Джими Конорс;
- звезда балета Ульяна Лопаткина.
Никакой вид деятельности не закрыт для левшей и они способны добиваться в своем деле больших успехов.
Мнения ученых о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но и противоречивы. По-видимому, обилие гипотез уже само по себе говорит о возможности существования различных причин, приводящих к леворукости.
Еще в библейские времена было отмечено, что люди различаются по тому, правой или левой руке они отдают предпочтение при выполнении различных функций. В Библии прозвучало негативное отношение к левшам при описании картины Страшного Суда: «Когда же придет Сын Человеческий во славе своей…и соберутся перед ним народы, то отделит он одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит овец по правую сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира….» Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… ». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф. 25: 31,34,45 - 46). В Библейском тексте есть и упоминание о ловкости, умелости левшей войска Вениамина, в котором было всего 26 700 воинов и «из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши». Но в древности люди еще не знали, что правой рукой заведует левое полушарие мозга и наоборот.
Между тем в Японии – самой высокоразвитой как в техническом, так и в духовном плане стране мира – левшей не презирают, как в Европе, а напротив, очень уважают, так как они считаются особо искусными людьми. Впрочем, слово «левша» и в русском языке означает «редкий мастер - умелец». Но не без этакой придури, забавного чудачества. А все эти «левые деньги», «встал с левой ноги»…
Зато в Западной Европе с левшами не церемонились. Так, в английском языке «правый» означает «прямой, правильный, честный», а «левый» - «слабый, неверный». Left – handet (леворукий) кроме своего значения означает также ”неуклюжий, лживый, подлый, злобный интриган ”. французское слово gauche (левый) также означает еще и “неловкий, нечестный”. Испанское zurdo значит “левый”, а zurdas – “ложный путь”. No ser zurdo означает “быть очень умным”, а в буквально – не быть “леворуким”. Link по-немецки означает “левый”, а linkish – “неловкий” и т.д. Ситуация коренным образом изменилась лишь в последние два-три десятилетия 20 века (А. Майская, М.М. Безруких, А.В. Семенович).
Естественно, что в теориях происхождения леворукости за основу принимаются не только различные факторы: социокультурные, патологические, генетические, но и их комплексное сочетание.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий – правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зеркальное) строение, имеет и свои специфические особенности, и свои функции. Различия правой и левой рук при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга – правого и левого. Поэтому уточним: у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких людей эта функция принадлежит правому полушарию
Асимметрия рук, как правило, сочетается с другими видами асимметрии: асимметрией ног, лица и тела, зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
В основе асимметрии лица – асимметрия мимических мышц, лучше развитых справа у правшей и слева у левшей. Очень интересные данные мы получим в специальном исследовании фотографии моей дочери. Попробуем составить фото из одной левой половины. Лицо можно оценить как энергичное, сильное, активное, а из правых сторон – как более положительное, но слабое,женственное, мягкое.
Возможно, это связано с большим участием правого полушария в создании эмоционального выражения лица.
Не мало на нашей планете и тех, у кого полушария мозга как бы заключили между собой «джентльменское соглашение» и ни одно из них не подавляет работу другого. Поэтому такие люди – их называют амбидекстрами – одинаково хорошо владеют обоими парными органами: обеими руками, обеими ногами, глазами, ушами. Амбидекстры также могут быть сильно выраженными или с признаками правшества / левшества в каких-то из пар органов. Таких людей встречается достаточно много. С.В. Медведев, директор института мозга человека, полагает, что эти люди не ущербные в чем-то, а гармоничные во всем. По данным его исследований, амбидекстры обладают самой лучшей памятью, самыми лучшими способностями к языкам, самой высокой выносливостью и стрессоустойчивостью. Они более уравновешаны и менее эмоциональны, в отличие от левшей. Как правило, обладают самым высоким интеллектом.
Целью нашего исследования стало формирование у леворуких младших школьников восприятия на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: учащиеся начальных (1-4) классов Малинской средней школы Ступинского района Московской области.
В экспериментальную группу вошли восемь леворуких (правополушарных) младших школьников: С. Джасм (7лет), С. Настя (7 лет), П. Аня (7лет), они учатся в первом классе; Я. Кристина (8лет), Р. Марина (8лет), учатся во втором; Ф. Дима (9лет), С. Таня (10лет), учатся в третьем классе; М. Алена (10лет), учащаяся четвертого класса.
В контрольную группу вошли семь человек праворуких (левополушарных) младших школьников: П. Юра (7лет), Т. Юля (7лет), П. Коля (7лет), учащиеся первого класса; Е. Маша (8лет), К. Саша (8лет), учащиеся второго класса; В. Наташа (9лет), учащаяся третьего класса; Ю. Кристина (10лет) в четвертом классе.
Предметом нашего исследования стало изучение восприятия у леворуких младших школьников.
Мы предполагаем, что:
- восприятие у леворуких детей более хорошо развито, чем у праворуких;
- восприятие у леворуких младших школьников возможно повысить посредством серии развивающих занятий на уроках изобразительного искусства.
Для подтверждения гипотезы и достижения нами поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить уровень восприятия у младших школьников с правополушарной и левополушарной асимметрией и сопоставить результаты;
- подготовить рекомендации по улучшению развития у леворуких младших школьников восприятия.
Прежде чем приступить к нашему исследованию, необходимо определить ведущую руку детей, для этого мы использовали традиционные тесты :
– переплетение пальцев рук – тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей – левой;
«поза Наполеона» - скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть – под правым предплечьем, у левшей – сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем – правая;
- пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование (круга, квадрата, треугольника), предложенные немецким исследователем Ф. Кречмером, М.Г.Князевой и В.Л.Вильдавским. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.
Для определения уровня восприятия детям предлагалось выполнить несколько заданий (тестов):
тест Терстоуна «Неполные рисунки» для детей 4-7ми лет на определение уровня развития обобщенности зрительных образов (Т.В.Чередникова, [с.45-47]).
тест «Цветоструктурирование» (для возраста 4-17 лет).
Тест креативного мышления П.Торренса. Для детей от 5- ти до 11.
тест «Точечные рисунки» М.В. Ильиной, на проверку способности образного выделения фигуры из фона в условиях зрительных помех.
По результатам исследования мы получили данные, что у леворуких детей ниже уровень восприятия, нежели чем у праворуких.
Проанализировав результаты по методике Торренса (уровень творческого мышления, креативность) – уровень восприятия у леворуких выше.
Уровень способности восприятия у леворуких и праворуких учащихся одинаковый.
Таким образом, леворуким целесообразнее давать более творческие задания, в которых требуется развитие фантазии и образного мышления.

Литература:
1. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. 2-е изд., перераб. Екатеринбург: У – Фактория,2004.
2. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. Тула, 1996.
3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Левши. М., 1994.
4. Барыбина А. Дети и родители: Журнал «Добрые советы» - издательский дом «Бурда», 2005.
5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии: Учебно-практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
6. Горичева В.С. Куклы / Художник В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К». – (Серия:
«Бабушкин сундучок»), 1999.
7. Ильина М.В. Чувствуем – познаем – размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у младших школьников. – М.: АРКТИ, 2004.
8. Кузин В.С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997.
9. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2003.
10.Макарьев И. Если ваш ребенок – левша. Санкт-Петербург, 1995.
11.Майская А. Ребенок – левша. Как достичь гармонии с «правым» миром. Питер – 2005.
12.Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2004.



Hosted by uCoz